Положение об оказании логопедической помощи.pdf

2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Учреждения, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
- количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогического
консилиума (далее - ПМПк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;
- количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25
таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и согласия родителей (законных представителей)
воспитанников (Приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования воспитанников; обследование воспитанников по запросу
родителей (законных представителей), педагогических работников; углубленное
обследование воспитанников, имеющих нарушения устной речи и получающих
логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной
работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус
воспитанника.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки
нарушения устной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение № 4 к Положению) воспитанника, демонстрирующего
признаки нарушения устной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду (учителялогопеды). После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит
диагностические мероприятия с учетом пункта 2.4 Положения.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ПМПк.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года (по факту наличия мест).
Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта руководителя МАДОУ.
2.7. Преимуществом при зачислении на логопедический пункт имеют воспитанники ДОУ
старшего дошкольного возраста (подготовительных групп), дети-инвалиды, а так же дети

недостатки,
речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных
программ МАДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального
характера.
2.8. Логопедическое сопровождение детей, не зачисленных на Логопункт, осуществляется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) консультативно, в соответствии графиком,
определённым учителем-логопедом (учителями-логопедами).
2.9. Дети, нуждающиеся в логопедической помощи, но не зачисленные на Логопункт,
заносятся в список кандидатов для зачисления на логопедические занятия по мере
освобождения мест.
2.10. Дети с заиканием, общим недоразвитием речи I уровня, задержкой психического
развития, нарушениями речи, осложненными другими дефектами (сочетанными
дефектами), после прохождения ПМПК направляются в специальные коррекционные
учреждения.
В случае отказа родителей (законных представителей) от выполнения
рекомендации по переводу ребенка со сложной речевой патологией учитель-логопед
(учителя-логопеды) МАДОУ не несет ответственность за полное устранение дефекта.
2.11. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с
учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК и (или)
ПМПк.
2.12. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
МАДОУ.
2.13. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ПМПк и
результатов логопедической диагностики.
1.14. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом особых
образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих
санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(Приложение № 5 к Положению).
1.15. В рабочее время учителя-логопеда (учителей-логопедов) включается
непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за
ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом:
методическая, подготовительная, организационная и иная2
1.16. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается
в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
воспитанников при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Учреждения, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре».
2

особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей (законных
представителей);
- индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
(законных
представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ;
- информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования.
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по
оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных
программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных
актов Учреждения.
3.2. На логопедические занятия зачисляются дети, осваивающие образовательные
программы дошкольного образования (в том числе адаптированные), а также
воспитанники разновозрастных групп.
3.3. Продолжительность коррекционно-логопедической работы определяется тяжестью
речевого нарушения:
- ФНР (фонетическое недоразвитие речи) – сроком до 6 мес.;
- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – сроком до 1 года;
- ТНР (тяжёлое недоразвитие речи) – сроком до перехода с одного уровня образования
на другой или при устойчивых трудностях усвоения образовательной программы.
3.4. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5 Положения.
3.5. Периодичность занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной образовательной программы составляет не менее двух логопедических
занятий в неделю (в форме подгрупповых и (или) индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих заключение ПМПк или ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом),
определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме подгрупповых и (или) индивидуальных
занятий);
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
подгрупповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ.
3.6. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста на
Консультационном пункте Учреждения занятия могут проводиться в форме
консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации
деятельности их ребенка, создания развивающей предметно-пространственной среды и
обеспечения социальной ситуации развития.

3.7. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
- для детей от 2 до 3 лет - не более 10 мин;
- для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;
- для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
- для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
- для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.8. Предельная наполняемость групповых занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования - не более 12 человек;
- для воспитанников, имеющих заключение ПМПк или ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) не
более 12 человек;
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость
группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной МАДОУ.

Приложение № 1.
Документация ДОУ при оказании логопедической помощи.
1. Программы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание логопедических занятий.
4. Индивидуальные

карты

речевого

развития

обучающихся,

логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

получающих

Приложение № 2
Заведующей МАДОУ – детского сада № 43 Т.С.
Лихачевой
от______________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается воспитанник, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями ПМПК / ППк / учителя-логопеда.

«__» ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 3
Заведующей МАДОУ – детского сада № 43 Т.С.
Лихачевой
от______________________________
ФИО родителя (законного представителя)
Ф.И.О. родителя (законного представителя)

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ)
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Я, ________________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем) _______________________________
(нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в котором/ой обучается воспитанник, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

«__» ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение № 4
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ВОСПИТАННИКА
(ФИО, ДАТА РОЖДЕНИЯ, ГРУППА)
1. Общие сведения:
- дата поступления в ДОУ;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
- группа: комбинированной направленности, компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания,
лекотека и др.);
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных
классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников;
конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное
обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и
др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
2. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
 Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для
обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение
целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): фактически отсутствует, крайне
незначительна, невысокая, неравномерная.
 Особенности,
влияющие
на
результативность
обучения: мотивация
к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в
отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает
аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует,
другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений,
снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа,
контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не
выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности
и пр., умеренная, незначительная) и др.
 Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся
оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, репетиторство).

 Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом - указать
длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся
причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (копии рабочих тетрадей, результаты творческих работ
и другое).
Учитель-логопед, принявший обращение: _______________________________
(указать ФИО, должность)
Результат обращения: _________________________________________________
«___ » _____________ 20___ г.

/_________/______________________
(подпись)

(расшифровка)

Приложение N 5
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими
трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителялогопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной
документации,
хранения
дидактического
материала
и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона
учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной
оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для
проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
учебными
пособиями,
индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При
оснащении
сенсомоторной
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей
обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».