КАРТА КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ф.И. О. воспитателя: ___________________________________________________________
Возрастная группа: _____________________________________________________________
Обозначение:
«+» - выполнен критерий
«V» - выполнение составило 50 %
«-» - критерий не выполнен
Начало
года

Критерии

Примечание
(педагог указывает слабые
стороны, над чем необходимо
ему поработать)

Конец
года

Примечание
(педагог указывает слабые
стороны, над чем
необходимо ему поработать)

СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Эмоциональное развитие:
Проводит вместе с педагогом – психологом психологопедагогическую
диагностику
(мониторинг)
эмоционального развития воспитанников
В случае угрозы нарушения эмоционального развития
воспитанника в МАДОУ привлекает специалистов
МАДОУ (педагога - психолога, учителя-логопеда)
Взаимодействие педагога с детьми простраивается
положительными эмоциями, педагог гибко и
гармонично подстраиваться к комфортному для
каждого
ребенка
ритму
и
интенсивности
взаимодействия
В
планировании
педагога
предусмотрены
эмоционально – насыщенные события (праздники,
просмотр видеофильмов, встречи с интересными
людьми, и пр.).
Эмоциональное развитие воспитанников дополняется
подготовкой детей к типичным стрессовым ситуациям
(поход к врачу; что делать, если потерялся; детей учат, как
действовать при столкновении с эмоциональной агрессией
других, например: с гневом и раздражением, выбирать
оптимальный вариант поведения, как справляться со своими
эмоциями, напр., со страхами, злостью, агрессией,
раздражительностью, унынием, находить поводы для
радости).

Результат

Педагог выглядит эмоционально уравновешенным,
показывает хороший пример детям по управлению
собственными эмоциями.
Педагог учит детей сочувствию, сопереживанию,
пониманию
и
адекватному
эмоциональному
отношению к людям, их настроению, чувствам и
поступкам,
адекватному
эмоциональному
реагированию на конкретные ситуации.
В группе имеется центр уединения с материалами для
эмоционального развития детей.
В группе имеется стенд «Здравствуй я пришел»
В группе имеется стенд «Экран настроения»
В группе имеется стенд «Добрые дела»
Имеется детское портфолио
Социальное развитие
Педагог
проводит
социальную
адаптацию
воспитанников при переходе из семьи в МАДОУ
Педагог проводит совместные игры (в парах, минигруппах, больших группах, детско–взрослые проекты и
пр.), позитивных социальных установок в сфере
взаимодействия между взрослыми и детьми, детей друг
с другом
Педагог формирует у ребенка чувство собственного
достоинства, уверенность в своих возможностях
Педагог развивает, стимулирует позитивное отношение
ребенка к окружающим
Педагог проводит с дошкольниками познавательные
мероприятия, направленные на изучение основ
безопасного поведения в социуме, природе
Проведение родительских собраний
на тему
формирования у детей основ безопасного поведения в
социуме, природе
В группе создана атмосфера психологической
безопасности взаимодействия (дети не боятся
3

высказывать свое мнение, не боятся, что их будут ругать,
чувствуют готовность педагога принять их точку зрения,
адекватно отреагировать).

Педагог подает пример сотрудничества – включается в
совместную игру детей, участвует в реализации детских
проектов и пр
Педагог вербально и не вербально объясняет детям
нормы взаимодействия, принятые в обществе («что
такое хорошо и что такое плохо» вообще в обществе, а не
только в группе), правила поведения в стандартных
социальных ситуациях (можно / нельзя, плохо / хорошо,
хочет / не хочет, важно / не важно для тебя и других).

Педагог организует утренний круг, детский совет и
другие совместные игры, проекты, эксперименты,
творческие занятия и прочее
Педагог обсуждает с детьми поведение людей (в т.ч.
представителей разных социальных ролей) в
конкретных ситуациях, совместно наблюдаемых детьми
группы (педагог выбирает ситуацию, возникшую в
течение дня, и размышляет совместно с детьми на
тему правильного поведения в данной ситуации).
Педагог вместе с детьми разрабатывает правила
поведения в разных ситуациях (есть подтверждения) и
доступны для обращения к ним в течение дня
В развивающей среде имеются материалы для
социального развития, изготовленные с участием детей,
родителей и сотрудников МАДОУ, фотографии
различных социальных мер
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Коммуникативные способности и активности
Педагог проводит регулярные беседы с детьми на
различные темы
Педагогом
предусмотрены
различные
виды
коммуникационной
активности
(индивидуальная,
межличностная, групповая).
4

Педагог
демонстрирует
пример
позитивной
коммуникации (уважительно общается с детьми, ведет
соконструктивный диалог).
Педагог обучает детей правилам этикета
Педагог проявляет уважительное отношение к ребенку
как к собеседнику — не перебивает, поощряет и хвалит
за речевую активность и содержание разговора
Педагог инициирует обсуждение с детьми событий их
жизни, поощряет ребенка излагать свои мысли, идеи,
инициирует диалог с ребенком на значимую для него
тему
В коммуникации педагогом вовлекаются все
воспитанники группы (например: дети для которых
основной язык обучения не является родным), всем
предоставляется возможность высказаться доступным
им способом
Педагог объясняет детям сложные для их понимания
слова, понятия, фразеологизмы, шутки и прочее
В
групповом
помещении
присутствуют
информационные материалы, описывающие правила
общения, установленные в группе
Педагогическая этика, такт
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Безопасное поведение
Педагог проводит регулярные беседы на темы
безопасного поведения
Педагог обогащает среду различными наглядными
материалами, проводит различные мероприятия в
группе на тему безопасного поведения
Педагог вместе с детьми вырабатывает правила
безопасного поведения и размещает их в группе как
результат совместных договоренностей, обращается к
ним в течение дня
5

Педагог знакомит детей с правилами безопасности на
территории МАДОУ (правилами поведения при пожаре
и пр.).
В группе имеется центр безопасности и широкий круг
разнообразных материалов
Педагог прошел обучение по основам безопасной
жизнедеятельности детей в дошкольной организации
Организует и проводит с детьми викторины, беседы,
фестивали по безопасности
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Участие детей в конкурсах, викторинах, развлечениях
по безопасности
Педагог организует познавательные экскурсии по
основам детской безопасности
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательные интересы, любознательность и мотивация
Педагог создает насыщенную развивающую предметнопространственную
среду,
стимулирующую
познавательный интерес детей, исследовательскую
активность, элементарное экспериментирование с
различными веществами, предметами, материалами.
Педагог
предоставляет
возможность
выбирать
деятельность, интересную ребенку и мотивирующую
его.
Педагог наблюдает за свободной деятельностью детей,
а затем предлагает детям соответствующие интересам
занятия
Педагог поощряет интересы, любознательность,
мотивацию
воспитанников,
предоставляя
определенную свободу выбора тем для исследований и
экспериментов, глубины погружения в них и способов
их изучения.
Педагог продумал детям пространство для свободного
экспериментирования и т.п.
6

Педагог простроил насыщенную среду широким кругом
возможностей
для
реализации
интересов
воспитанников.
Педагог
организовывает
и
поощряет
детей
обмениваться друг с другом идеями, результатами
экспериментирования
Педагог вовлекает родителей в совместное с ребенком
экспериментирование и создание исследовательских
проектов в соответствии с возрастом и интересами
ребенка
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Познавательные способности и познавательная активность
Педагог поощряет детей обмениваться друг с другом
идеями, результатами исследований, обсуждать
открытия друг друга в общем кругу, в соответствии с
возрастными особенностями детей
Привлекаются различные партнеры для расширения и
углубления познавательной активности детей.
В познавательную активность детей, педагог вовлекает
родителей (имеются сообщения для родителей о
реализуемых детьми идеях, экспериментах и пр.).
Среда насыщена широким кругом разнообразных
материалов, позволяющих на разных уровнях изучать
новые понятия, явления и пр. (разноуровневые задания,
вариативное использование предметов и пр.).
Для обогащения познавательного развития ребенка
имеются различные аудио- и видеоматериалы,
различные электронные ресурсы
Оснащение среды регулярно изменяется, поддерживая
естественную любознательность детей.
Участие воспитанников в фестивалях изобретательства,
математических конкурсах и прочее

7

Умение
педагога
проводить
исследования,
формулировать вопросы и пытаться самостоятельно
найти ответы
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Воображение и творческая активность
Педагог проводит регулярные мастер-классы для
родителей с детьми по организации совместной
творческой работы
Педагог проводит регулярные творческие занятия или
самостоятельная деятельность по конструированию.
Педагог стремится обогатить впечатления детей,
делятся с ними историями творчества разных
интересных личностей, приглашают некоторых
известных людей (ученых, актеров, писателей,
музыкантов) к работе с детьми
Педагог организует так, чтобы предоставить детям
выбор творческой активности (центр строительства и
конструирования, уголок художественного
музыкальный центр группы).

творчества,

Математические представления
Педагог создает обогащение образовательной среды
математического
развития,
включающей
целенаправленную
деятельность
по
изучению
различных элементов, имеющих математические
свойства.
Предусмотрено регулярное знакомство детей с
математическими понятиями (например: названиями
геометрических фигур, числами, отношениями в
доступной им форме (наглядной, связанной с их
текущим опытом, с возможностью сенсорного
восприятия и пр.).
Предусмотрено системное развитие математических
способностей воспитанников с учетом их потребностей,
возможностей,
интересов
и
инициативы,
8

интегрированное с содержанием всех образовательных
областей
Педагогам предусмотрено создание обогащенной
образовательной среды математического развития,
включающей целенаправленную деятельность по
изучению
различных
элементов,
имеющих
математические свойства, вступающих друг с другом в
математические отношения, с которыми можно
выполнить действия по математическим правилам.
Например: числа, домино, фишки, геометрические
фигуры и объемные объекты.
В свободном доступе педагог предоставляет детям
доступ к математическим пособиям, дидактические и
природные материалы для освоения математического
содержания
Воспитанники принимают участие в математических
играх, викторинах, олимпиадах
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Представления об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии
Педагог
стимулирует
и
поддерживает
исследовательский
интерес,
желания
ребенка
пробовать, рискнуть, активно идти на контакт с
окружающим миром, давая ему достаточную для
исследования и экспериментирования степень свободы
и обеспечивая безопасность
Предусмотрено
знакомство
с
использованием
технических
устройств,
получение
базовых
технических представлений, обсуждение влияния и
последствий использования технических устройств.
Педагог задает детям вопросы об окружающем мире и
побуждает детей задавать вопросы
Педагог читает книги, проводит беседы, экскурсии,
организуют
просмотр
фильмов,
иллюстраций
познавательного
содержания
и
предоставляет
информацию в других формах
9

Педагог с детьми совместно собирают коллекции
природных материалов, картинки, отображающие
эволюцию живой и неживой природы, технических
изобретений и пр., чтобы представить многообразие
окружающего мира
Детям доступны природные и рукотворные материалы
для расширения представлений об окружающем мире,
различные вещества и материалы для изучения их
свойств путем реального взаимодействия с ними.
Детям доступен широкий круг разнообразного
материально-технического
оснащения,
которое,
например: позволяет изучать мир с помощью всех
органов чувств (пробовать на ощупь, рассматривать,
замерять, пробовать на вкус, ощущать вес, размер,
форму и пр.).
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Представления об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и
государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира
Педагог
знакомит детей
с социокультурным
окружением
Педагог предусматривает работу по развитию
представлений об окружающем мире в обогащенной
образовательной среде МАДОУ
Педагог организует важные события в жизни каждого
конкретного ребенка - формирует представление у
детей, что праздник может быть не только
государственный, семейный, но и личный
В оформлении группы педагог поддерживает
инициативу использовать материалы, связанные с
семейными и личными праздниками.
Предусмотрено развитие представлений о малой родине
и Отечестве, о ценностях и традициях нашего народа,
праздниках родного края, семейных праздниках (День
10

города, дни рождения важных для малой родины
известных личностей).
Предусмотрено знакомство детей с социокультурными
нормами, традициями семьи, общества и государства
выходит за рамки деятельности МАДОУ (например: в
рамках экскурсий, в МАДОУ приглашаются известные
общественные деятели, дети участвуют в организации
общественных мероприятий и праздников).
В повседневную жизнь детей и в детские игры педагог
интегрирует отечественные традиции, этикет, правила и
пр. (напр., детей учат здороваться при встрече,
предлагать помощь старшим, заботиться o младших).
Педагог приглашает в группу семьи, где они могут
рассказать o своих традициях, отмечаемых ими
праздниках
Педагог в группе создал вместе с детьми и родителями
свои традиции и праздники (например: своя песня
встречает детей у дверей).
Педагог организует различные экскурсии по родному
краю для погружения в культуру и традиции.
Детям доступны различные материалы для знакомства с
родной культурой (напр., одежда, куклы в
национальной одежде, муляжи продуктов питания).
Проводится педагогическая диагностика (мониторинг)
Воспитанники принимают участие в конкурсах,
викторинах, волонтерства
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие речевого слуха
Создана позитивно звучащая языковая среда (постоянно
звучат правильная и позитивная речь педагога, рифмы,
стихи, песни, загадки, фольклор).

11

В образовательной деятельности педагог связывает
устную речь с письменной речью
В группе организован доступ к книгам, имеется
литературный центр.
Проводится педагогическая диагностика (мониторинг)
В образовательную деятельность педагог включает
различные игры, нацеленные на развитие звукового
восприятия основного языка обучения (например: игры
на различение слов, близких по звуковому составу, игры
на запоминание последовательности звуков, понимание
предложений и текстов по возрасту и пр.).
Устная речь активно связывается с письменной речью.
Например: педагоги записывают за ребенком его
истории (ребенок видит, как его речь переводится в
речевые символы), совместно ведут дневник событий
его жизни, пишут по просьбе ребенка записки, письма.
Обогащение словарного запаса
Предусмотрено системное развитие словарного запаса
детей
(пассивного
и
активного)
во
всех
образовательных областях с учетом их потребностей,
возможностей, интересов и инициативы. Напр., речевое
сопровождение математических действий.
Предусмотрены наблюдение и документирование хода
развития словарного запаса детей (например:
регулярная педагогическая диагностика)
Предусмотрено общение с различными интересными
людьми (напр., встречи с писателями, врачами,
пожарными и пр., которые рассказывают детям о своей
работе).
Педагогом предусмотрена организация сложных
социальных ситуаций, в которых дети могут
значительно расширить свой словарный запас
(например: детские театрализованные постановки,
детское радио, мультстудия и пр. в МАДОУ или
12

посещение различных мероприятий, обогащающих
словарный запас вне МАДОУ).
Педагог использует развернутые предложения для
описания и обсуждения повседневных ситуаций
(большая часть слов в которых понятна детям на
текущем уровне развития), расширяя активный бытовой
словарь ребенка
Педагог обсуждает с детьми прочитанные книги, в
которых словарный запас намного богаче, чем в
бытовом общении, побуждает использовать в своей
речи новые слова, побуждает детей к речевому
сопровождению своей деятельности в разных
образовательных областях
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей по развитию словарного запаса,
оформление
пространства
группы
содействует
активизации словарного запаса. Например: на шкафы
наклеены этикетки с надписями, на стенах размещены
иллюстрации с подписями, представлены образцы
детского творчества, доступны для рассматривания в
письменной форме итоги совместного планирования с
детьми и пр.
Педагог организует конкурсы, олимпиады по речевому
развитию
Проводит педагогическую диагностику (мониторинг)
Привлекает родители в постановке театрализованных
представлений для детей, а также совместное участие
родителей и детей
Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности
В группе обеспечена доступность различных
материалов и оборудования, стимулирующих развитие
грамотности

13

Оснащение пространства регулярно обновляться, и
отражает реализуемую в настоящий момент детскую
деятельность
Педагог наблюдает за реакциями детей и следит за
пониманием речи и новых слов, активно поощрять
желание и стремление каждого ребенка задавать
уточняющие вопросы, если он не понял значение слова
Педагог побуждает детей задавать вопросы во время
чтения вслух и высказывать комментарии по
содержанию
Использует разнообразные ситуации, чтобы побудить
детей поделиться своими мыслями, чувствами,
переживаниями, рассказать о событии, впечатлении
Педагогом предусмотрено использование игрового
подхода, проектного подхода, экспериментов для
пробуждения или усиления интереса к письму и к
письменности
Предусмотрено развитие понимания связей между
реальными наблюдениями за событиями и явлениями
окружающего социального и природного мира и
зафиксированными в письменном виде его описаниями,
сообщениями и пр. Например: наблюдаем ситуацию и
записываем (дети диктуют, а педагог записывает) либо
наоборот — читаем и представляем (рисуем).
Педагог помогает детям находить связь между текстами
(историями) и собственным опытом
Педагогами ДОО используются различные методы
чтения (выразительное, театрализованное и пр.),
которые выбираются в зависимости от ситуации и
индивидуальных особенностей воспитанников
Организация педагогом похода в музей, выставки
Оснащение пространства регулярно обновляется и
отражает реализуемую в настоящий момент детскую
деятельность, напр., реализуемый в настоящий
тематический проект.
14

Культура устной речи и речевая активность
Предусмотрена
системная
поддержка
речевой
активности воспитанников и развитие культуры устной
речи в различных видах деятельности с учетом их
потребностей, возможностей, интересов и инициативы.
Реализуются разнообразные социальные ситуации во
всех образовательных областях, стимулирующие
речевое
развитие
детей
(напр.,
совместное
рассматривание и обсуждение книжек с картинками,
чтение вслух, рассказывание историй, командное
обсуждение идей и пр.)
Педагогом предусмотрено формирование речевой
культуры группы с учетом социокультурного контекста
(определены ценности, традиции, обычаи, правила и
пр.), комплекс ситуаций, обогащающих речевую среду
ДОО (напр., встречи с интересными людьми, экскурсии,
театрализованные игры и т.п.).
Создана среда обогащенного речевого общения, в
которой педагоги и дети — собеседники, т. е.
равноправные участники процесса общения.
Педагог информирует родителей о событиях жизни
детей в детском саду, побуждая их продолжить это
обсуждение дома
Реализуются различные детско-взрослые проекты,
способствующие развитию устной речи детей
(например: юные журналисты, экскурсовод (гид),
детское радио, мультстудия и пр.).
Пространство и его оснащение позволяет организовать
различные формы речевой активности. Напр. «центр
сюжетно-ролевых игр», «театральная студия» и пр
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Освоение письменной речи
Педагогом предусмотрено освоение письменной речи
ведется с учетом индивидуальных особенностей детей
15

(в т. ч. детей с ОВЗ), с учетом результатов
педагогических
наблюдений
и
педагогической
диагностики.
Педагог демонстрирует связь звуков и букв, дает
чувственные опоры для выделения опознавательных
признаков гласных и согласных звуков (особенности
звучания и произнесения: голос, положение губ, зубов,
языка и проч.).
Создана обогащенная среда для освоения письменной
речи, в которой педагоги и дети равноправные
участники. Напр., педагог совместно с детьми
фиксирует в письменном виде результаты работы и
идеи в разных образовательных областях и
повседневной жизни детей, позволяя детям облекать их
в любую письменную форму (рисунки, знаки, буквы,
слова и пр.). При этом педагог проговаривает то, что
пишут дети, помогает им услышать и понять
написанное.
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей. Напр., выделенная зона для письма
оформлена тематически - как «почта», «офис»,
«минитипография» и пр.).
Детям доступны для самостоятельного использования
различные дидактические материалы для знакомства с
письменной речью (напр., кубики с буквами, объемные
буквы, магнитные буквы, деревянные буквы, наборы
букв, электронные игры с буквами); различные
пишущие средства (напр., карандаши, фломастеры,
ручки), а также различные поверхности для фиксации
буквенных записей (письма). Например: бумага, доска,
магнитная доска и пр.
Имеются
материальные
свидетельства
документирования детских высказываний, историй,
16

рассказов (например: в виде записей в портфолио, на
рассыпных листах, собрание «большой книги историй»)
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Литература и фольклор
Педагогом предусмотрены различные мероприятия,
способствующие
пониманию
литературных
произведений и фольклора в соответствии с
возрастными особенностями детей
Педагог располагает детей так, чтобы все могли видеть
содержание книги и рассматривать картинки. Чтение и
разговоры
о
прочитанном
должны
являться
естественным и желанным отдыхом, приносящим всем
участникам удовольствие, а не испытанием и не
«обучающим» занятием
Предусмотрены
различные
мероприятия,
способствующие
пониманию
литературных
произведений и фольклора (театрализованные игры,
посещение музеев и тематических выставок и пр.).
Детский игровой фольклор используется в различных
формах взаимодействия с детьми: на занятиях и
праздниках, на прогулках, в совместных с родителями
мероприятиях
Предоставляет родителям рекомендации по составу
домашней детской библиотеки. Чаще обсуждать с
родителями, какие книги читать ребенку дома.
Педагогом поддерживается детская инициатива в
освоении литературного творчества (например: педагог
может прочесть вслух интересную ребенку книгу,
которую один из детей принес из дома)
Поощряется и стимулируется обмен книгами между
детьми. К этой работе педагог привлекает родителей
Педагог выделил места для рассматривания и чтения
книг и других литературных материалов, которые
соответствуют возрасту и уровню развития детей.
17

Литературные материалы регулярно педагогом
меняются. Всегда в доступе детей имеется литература,
связанная с реализуемой детской деятельностью (напр.,
если ведется проект на тему, связанную с водой, то в
ГРУППЕ имеются книги на эту тему; зимой имеются
книги о зиме и пр.).
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде
Педагог стремится к достижению целевых ориентиров в
сфере билингвального / полилингвального речевого
развития воспитанников МАДОУ.
Педагог способствует накоплению разнообразного
речевого опыта воспитанниками
Пространство и его оснащение позволяет организовать
различные формы взаимодействия с различными
материалами на используемых в обучении языках, в т.ч.
билингвальной литературы, подобранными с учетом
потребностей, интересов и инициативы воспитанников.
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей
по
освоению
многоязычного
окружающего мира.
Педагог приглашает в гости родителей с целью
знакомства детей с национальностями и разными
языками общения
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Эстетическое отношение к окружающему миру
Педагог организовал пространство и его оснащение,
которое позволит организовать художественноэстетическое развитие детей во всех образовательных
областях и в различных формах деятельности
Педагог обеспечил PППC доступными для детей
материалами для активного включения в эстетическую
деятельность
18

Педагог создал обогащенную образовательную среду
для художественно-эстетического развития, в которой
педагоги и дети равноправные участники
Педагог обеспечил детям доступный наглядный
материал, отражающий современные и исторические
эстетические ценности, разнообразные материалы для
эстетической деятельности.
Педагог способствует накоплению сенсорного опыта
воспитанниками,
обогащению
чувственных
впечатлений (показывает различные эстетически
привлекательные образцы и пр.).
Педагог проводит педагогическую диагностику
(мониторинг)
Детям доступен наглядный материал, отражающий
современные и исторические эстетические ценности,
широкий круг разнообразных материалов для
эстетической деятельности (напр., цветная бумага,
блестки для украшения аппликаций, стразы, бусины,
гелевые ручки, фломастеры, разные виды красок и пр.).
Педагог организует индивидуальные выставки детей
Знакомство с миром искусства
Педагогом предусмотрено регулярное знакомство детей
с различными работами известных мастеров
(художников, музыкантов, архитекторов и пр.).
Педагог ведет систематическое развитие представлений
детей о мире искусства во всех образовательных
областях (напр., обсуждение сюжетов картин — речевое
и социальное развитие и пр.) и формах деятельности с
учетом интересов детей. Знакомство с миром искусства
происходит как по инициативе взрослого, так и по
инициативе детей (напр., детям может быть интересно,
как создается красивая посуда).
Педагог показывает детям образцы мира искусства,
связанные с разными сферами деятельности человека
19

(музыка,
мода,
художественное
творчество,
технические устройства, предметы быта как искусство).
Педагог способствует накоплению чувственного опыта
детей,
включая
различные
органы
чувств
(рассматривать, трогать, листать, замешивать глину,
чувствовать запахи леса, вкус теплой булочки...), и
побуждает детей к различной форме его отображения
(напр., давайте нарисуем наши сладкие пирожки рядом
с чашкой).
Педагог обеспечивает в группах доступные для
рассматривания разноцветные, простые по сюжету
иллюстрации, рисунки, плакаты, фотографии из мира
искусства
Среду группы, педагог развивает, адаптирует с учетом
потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и
инициативы заинтересованных сторон
Детям доступны коллекции различных художественных
и музыкальных произведений в ДОО. Напр., книги по
искусству, палехская шкатулка, жестовский поднос,
настоящая картина художника.
Изобразительное творчество
Педагогом
предусмотрена
регулярная
работа,
стимулирующая изобразительное творчество детей.
Например: знакомство детей с различными образцами
изобразительного творчества, работами известных
художников, скульпторов, архитекторов (картинами,
альбомами по искусству, скульптурами)
Содержание творческих занятий педагог определяет с
учетом интересов (вариативное содержание) и
инициатив детей.
Педагог
учит
детей
определенным
приемам
изобразительного творчества, необходимым для
создания творческих работ с опорой на образец,
развивают
навыки
владения
различными
20

инструментами (например: кистью, карандашами,
ножницами).
Педагог показывает детям различные техники и приемы
для воплощения их замыслов и рассказывает о них, учит
систематизировать и размещать в нужном порядке
используемые для творчества материалы.
Педагог поддерживает игровой подход к творческим
задачам («Давайте сегодня нарисуем небо, не пользуясь
голубой краской»).
Детям предоставляется выбор степени погружения в
изобразительное творчество. Например: рассматривать
картины или научиться самому разным техникам и
приемам живописи
Детское творчество фотографируется (интересные
творческие моменты и пр.), организуются выставки
детских работ
Педагог организует походы в музеи, картинные галереи
или на природу.
Педагогом предусмотрено место для выставок детских
работ в группе и за ее пределами.
Педагогам выделена пространственная зона для
самостоятельных творческих занятий детей.
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей в сфере изобразительного творчества.
Например: наряду с детскими работами на стенах
вывешиваются
репродукции
картин
известных
художников, которые дети могут рассматривать
Для хранения материалов предусмотрены полки, ящики
и емкости, маркированные символами и/или
подписанные для удобного поиска детьми нужных им
материалов.
Педагог знает о творческих способностях и
избирательных одаренностях детей группы и
21

организовывать индивидуализированную работу на
занятиях изобразительным творчеством
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Музыка и музыкальное творчество
Педагог организует пространство и его оснащение для
воспитанников таким образом, чтобы обеспечить
широкий круг разнообразных возможностей в сфере
музыкального творчества;
Предусмотрено знакомство детей с музыкой и
музыкальной культурой (напр., прослушивание музыки,
музицирование и пр.).
В PППC имеются музыкальные материалы и
оборудование для самостоятельного использования
детьми в свободной деятельности
Педагог обращает внимание на развитие музыкальных
способности детей в обогащенной образовательной
среде, организует индивидуальную, минигрупповую и
групповую музыкальную активность
Педагог организовывает и вовлекает детей в
музыкальные и музыкально-сюжетные игры, меняет
игровые действия в соответствии с музыкой и словами
Педагог знает о музыкальных способностях и
избирательных одаренностях детей группы и
организовывать индивидуализированную работу на
занятиях музыкой
Предусмотрена
систематическая
музыкальная
деятельность детей (прослушивание музыки, пение,
игра на музыкальных инструментах, хороводы, танцы),
реализуемая с учетом потребностей, возможностей,
интересов и инициативы детей. Музыка интегрирована
в разные образовательные области и формы
образовательной
деятельности.
Напр.,
в
математической
деятельности
используются
22

ритмические песни-считалочки, физкультура проходит
в музыкальном сопровождении и пр.
Предусмотрена
амплификация
и
постоянное
совершенствование образовательной среды для
разноуровневого погружения в музыку и музыкальное
творчество (от прослушивания сказок с музыкальным
сопровождением до обучения игре на музыкальных
инструментах).
Педагог осуществляет подбор иллюстративного
материала
для всех видов музыкального творчества. Использует
пиктограммы,
подбирает иллюстративный материал на различные
эмоциональные состояния:
театральные маски,
сказочные герои, различные животные, дети.
Для развития музыкального творчества педагог
использует
музыкально-дидактические
игры,
мнемотехнику, магнитную доску, фланелеграф, ЭОР,
ИКТ.
Большое внимание педагог уделяет разнообразию и
соответствию возрастным требованиям оснащения
атрибутикой для двигательного творчества.
С целью развития интереса к музыкальной творческой
деятельности педагог уделяет много внимания
использованию костюмов и атрибутов для игрдраматизаций, театральной деятельности. Активно
привлекает к данной деятельности педагогов,
родителей.
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Педагог способствует развитию артистизма умению
выступать перед публикой, активно привлекает к работе
педагогов и родителей.

23

Педагог использует игры, танцевально-игровые композиции,
упражнения координационно-речевые игры на развитие
мелкой моторики

В соответствии с возрастными особенностями, педагог
использует игры-драматизации, театральные сценки,
сказки со знакомыми детям образами персонажей,
музыкальное сопровождение, соответствующее образу,
и способствует развитию образных движений.
Педагог уделяет постоянное большое внимание
развитию основных певческих навыков. (артикуляции,
дикции, дыхания.), привлекает к работе педагогов,
родителей.
Педагог систематически развивает способность у детей
создавать самостоятельно небольшие мелодии на
знакомый текст: пропеть (своё имя, продолжить песенку
на заданный текст), в старшем возрасте сочинить
попевку контрастного характера в предполагаемом
жанре.
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей в сфере музыкального творчества. Напр.,
детям
доступно специально выделенное
для
музыкальных
занятий
пространство
(напр.,
музыкальный зал, музыкальный центр).
Художественное конструирование и моделирование
Предусмотрено разностороннее знакомство детей с
художественным конструированием и моделированием
с учетом потребностей, возможностей, интересов и
инициативы детей
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Предусмотрено моделирование одного и того же
предметного содержания в различных формах,
необходимое для укрепления связи между образом и
словом, словом и образом (напр., птицы могут быть
24

выкроены из ткани или сложены из бумаги в технике
оригами).
Предусмотрена
амплификация
и
постоянное
совершенствование образовательной среды для
разноуровневого погружения детей в художественное
моделирование и конструирование (от изготовления
аппликаций до конструирования по лекалам одежды для
кукол и театральных постановок).
Педагог учит детей работать с разнообразными
материалами, такими как пластилин, глина, бумага,
дерево и т. д., для реализации собственных замыслов
Создана обогащенная образовательная среда для
эстетического развития, в которой педагоги и дети
равноправные участники. Напр., дети свободно
экспериментируют с различными материалами в
поисках способов выражения своих идей.
Детей учат различным техникам и приемам
конструирования и моделирования.
Впечатления детей обогащаются разными способами
(просмотром видеоматериалов, примеров работ,
посещением тематических выставок, привлечением
экспертов для работы с детьми и пр.)
Детям доступны для использования в группе материалы
и инструменты для конструирования и моделирования
(напр., предоставляются детям на время проведения
занятия под присмотром взрослого).
В помещении группы имеется место для выставки
детских работ.
Материалы для конструирования и моделирования
систематически меняют и усложняют в ходе развития
навыков работы с ними детей, привносят материалы,
отражающие текущие интересы детей (напр., тему
текущего проекта).
Педагог обеспечивает смену материалов для
конструирования и моделирования и усложнять их в
25

ходе развития навыков работы с ними детей,
привносить материалы, отражающие текущие интересы
детей
Среду группы развивает, адаптирует с учетом
потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и
инициативы заинтересованных сторон
Педагог проявляет заботу о развитии индивидуальности
каждого ребенка
Педагог умеет работать с содержанием обучения и
педагогическими технологиями, придает им личностносмысловую направленность
Участие в конкурсах детского мастерства на различных
уровнях
В доступном для детей месте в группе создан центр
конструктивной деятельности
Театрально-словесное творчество
В образовательном процессе предусмотрено развитие
театрально-словесной культуры детей (ценности,
традиции, обычаи, правила и пр.) в контексте
социокультурного окружения
Предусмотрено разнообразное театрально-словесное
творчество, которое интегрируется с другими
образовательными областями (речевым, социальным
познавательным, физическим развитием), реализуется с
учетом интересов ребенка, как по инициативе
взрослого, так и по инициативе детей.
Предусмотрено использование для обогащения ролевой
игры книжных рассказов, историй, рисунков,
видеосюжетов, мультфильмов и сказок
Педагог вместе с детьми разыгрывает сюжеты
прочитанных сказок и рассказов, ситуации в зрительных
образах, поддерживает сюжетно-ролевые игры детей,
разучивает с ними стихи.

26

Педагог побуждает детей принимать посильное участие
в инсценировках, позволяя ребенку выбрать роль и
степень своего участия.
Педагог обсуждает с детьми увиденное, сюжет и роли
людей, задает вопросы и стимулирует размышления.
Театрализованные игры обогащаются различными
впечатлениями (напр., просмотром художественных
фильмов,
театральных
постановок,
различных
постановок и пр.).
Детские и совместные постановки отражают текущие
интересы детей, представляют в театрализованной
форме возникшие образы (напр., в тематическом
проекте представляется жизнь морских обитателей).
Педагог побуждает детей в театрально-словесном
творчестве создавать яркие художественные образы,
передавать настроение героев и отношения между
ними, не только передавать смыслы, но и
эмоциональные переживания.
Педагог вовлекает в театральное творчество родителей
Детям доступны для самостоятельного использования
различные материалы, которые можно использовать для
бытовых, семейных сценок, а также для изображения
различных профессий, для сказочных сюжетов; одежда
и предметы для мужских и женских ролей (напр.,
чепчик медсестры, халат врача)
Среда ДОО развивается, адаптируется с учетом
потребностей, ожиданий, возможностей, интересов и
инициативы заинтересованных сторон. Например: для
театрализаций имеются различный реквизит и
декорации, по договоренности возможно использование
специальных приспособлений/реквизита (например:
микрофона, грима).
Педагог поддерживает желание воспитанников при
участии в театрализованных постановках
Педагог организует выезды в различные театры
27

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Здоровый образ жизни
Предусмотрены регулярные ситуации и мероприятия по
формированию здорового образа жизни (напр.,
формирование
привычек
здорового
питания,
соблюдения правил личной гигиены).
Предусмотрена системная работа по формированию
здорового образа жизни (привычек здорового питания,
закаливания, регулярной двигательной активности и
пр.) с учетом потребностей, возможностей, интересов и
инициативы детей.
Предусмотрена
амплификация
и
постоянное
совершенствование образовательной среды для
разноуровневого формирования здорового образа
жизни (от мытья рук до регулярных занятий спортом) с
учетом потребностей и возможностей воспитанников,
их семей и заинтересованных сторон.
Педагоги соблюдают правильный режим дня, приучают
детей к соблюдению режима и правил личной гигиены.
Педагоги
способствуют
развитию
у
детей
ответственного отношения к своему здоровью,
рассказывают детям о том, что может быть полезно и
что вредно для их организма.
Педагог совместно с детьми в ходе разных мероприятий
и повседневной жизни обсуждает, что полезно и что
вредно для здоровья, помогает детям осознать пользу
здорового образа жизни, соблюдения его элементарных
норм и правил (используя рассказы, видео, электронные
ресурсы, экскурсии и пр.).
Педагоги создают атмосферу, благоприятствующую
развитию у детей радости от движения, что
впоследствии будет способствовать желанию молодых
людей и взрослых заниматься спортом и вести здоровый
образ жизни
28

Реализуются различные протяженные во времени
проекты, фокусирующие внимание детей на здоровых
привычках
(напр.,
изучение
тела
человека
сопровождается изучением правил, которые помогут
долгие годы сохранять здоровье; изучаются свойства
разных продуктов и пр.).
Формирование представлений о здоровом образе жизни
строится на основе детских интересов. Напр., в проекте
на тему подводного мира рассматривается вопрос «А
как киты чистят свои зубы?»
Детям доступны для использования в ДОО материалы,
стимулирующие формирование здорового образа
жизни. Напр., книги, дидактические материалы,
видеозаписи и пр.
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей для формирования здорового образа
жизни. Напр., туалетная комната привлекательно
оформлена и детям нравится мыть в ней руки. Детям
доступны
разноуровневые
материалы,
книги,
оборудование и пр., способствующие становлению
здорового образа жизни (напр., от зубной щетки до
пластмассовой полости рта с иллюстрированной
инструкцией по правильной чистке зубов).
Образовательную среду в группе педагог развивает,
адаптирует с учетом потребностей, ожиданий,
возможностей,
интересов
и
инициативы
заинтересованных сторон.
Педагог систематически повышает свое педагогическое
мастерство в данном направлении
Педагог привлекает родителей к участию в
валеологических и оздоровительных мероприятиях
Представления о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений
Предусмотрена регулярная педагогическая работа по
развитию физических возможностей детей.
29

. Ежедневным распорядком дня предусмотрено
достаточное время (суммарно не менее 1 часа в день)
для свободного движения детей в пространстве,
позволяющего
получить
разнообразный
опыт
движения, балансируя, лазая, бегая или раскачиваясь,
тренируя чувство баланса, равновесия и совершенствуя
координацию своих мышц.
Предусмотрена
амплификация
и
постоянное
совершенствование образовательной среды для
разноуровневого развития физических возможностей с
учетом индивидуальных особенностей, интересов
инициативы детей, их семей, сотрудников ДОО и
заинтересованных сторон.
С учетом индивидуальных способностей детям
предлагаются разноуровневые физкультурные и
спортивные занятия.
Предусмотрено формирование культуры развития
физических возможностей воспитанников (ценности,
традиции, нормы и правила) с учетом социокультурного
окружения. Напр., «Наш девиз - мы быстрые, смелые,
ловкие, умелые!».
Наблюдается регулярная деятельность по развитию
представлений о своем теле, физических возможностях,
произвольности и координации движений.
Педагог поощряет разнообразный опыт движения детей
в пространстве, поддерживает и подбадривает, не
препятствует реализации немного «опасных» идей, но
контролирует серьезные риски
Педагог развивает у детей представления о своем теле,
учит их выполнять различные действия и движения
(произвольные и спланированные), меняет скорость,
темп, ритм предлагаемых движений.
Предусмотрено разностороннее развитие мелкой
моторики обеих рук в различных формах деятельности
(напр., игры с мелкими предметами, пальчиковые игры,
30

штриховка, линии и лабиринты, лепка, массаж,
сортировка мелких предметов по форме с закрытыми
глазами).
Педагог выстраивает целенаправленную работу по
развитию
координации
движений
(плавность,
размеренность, экономность, точность и пр.), развивает
автоматизм выполнения некоторых движений.
Разнообразное
движение
—
естественная
и
значительная часть каждого дня в группе (не менее 1/3
времени пребывания в группе детям доступна
двигательная активность)
Педагог совместно с детьми участвует в различной
двигательной активности, развивающей координацию
движений (танцы, ритмика, спортивные игры, занятия),
к организации спортивных занятий привлекаются
профессиональные тренеры, партнерские организации
(спортивные школы, клубы и пр.).
Педагог мастерски соблюдает баланс между групповой
и индивидуальной активностью детей, связанной с
развитием физических возможностей (напр., использует
и групповые пальчиковые игры, и предлагает
индивидуальные занятия по интересам).
Пространство и его оснащение позволяет организовать
различные формы деятельности, способствующие
развитию физических возможностей. Детям в группе
доступны различные материалы и оборудование для
развития физических возможностей.
Пространство
и
его
оснащение
открывает
воспитанникам
широкий
круг
разнообразных
возможностей. Материалы и инструментарий для
развития физических возможностей, включая мелкую
моторику, регулярно обновляются, детям предлагаются
новые виды игр.
Педагог
повышает
свой
профессиональную
компетентность в данном направлении
31

Движение и двигательная активность
Предусмотрены системная поддержка двигательной
активности в течение дня в группе.
Предусмотрена
интеграция
различных
форм
двигательной активности (напр., физкультминутка,
пальчиковая, зрительная, дыхательная и зрительная
гимнастика, ходьба по массажным дорожкам,
подвижные игры, движение в сложных физкультурных
комплексах и пр.) в целостный образовательный
процесс, с учетом потребностей, возможностей,
интересов и инициативы воспитанников.
Предусмотрена
амплификация
и
постоянное
совершенствование образовательной среды для
разноуровневой
поддержки
и
стимулирования
двигательной
активности
детей,
позволяющая
приобрести разнообразный двигательный опыт,
усложняющийся по мере развития физических
возможностей ребенка
умеет правильно отбирать учебный материал,
осуществляет текущее и перспективное планирование
имеет глубокие и разносторонние знания своего
предмета (по теории и методике физического
воспитания, возрастной психологии, физиологии и др.),
регулярно читает специальную методическую и
научную литературу, свободно ориентируется в
новостях науки, проявляет к ним постоянный интерес
применяет специальные приемы по развитию у детей
интереса к двигательной активности, использует
новизну
содержания,
сравнение
изучаемых
двигательных действий, показ их практической
значимости,
применяет
разнообразные
методы
обучения, обеспечивает индивидуальный подход к
детям при формировании у них познавательного
интереса к физической культуре и спорту.
32

обеспечивает индивидуальный подход в обучении и
воспитании дошкольников
Педагогом предусмотрено в группах формирование
культуры физического развития и спорта (ценности,
традиции, привычки)
Создана целостная система развития крупной моторики
детей с учетом индивидуальных особенностей в
различных
формах
двигательной
активности,
реализуемую в вариативном оснащенном пространстве,
как внутри помещения, так и на открытом воздухе,
позволяющем в любую погоду поддерживать
двигательную активность детей
Движение и двигательная активность детей выстроена с
учетом потребностей, возможностей, интересов и
инициативы воспитанников.
Создана насыщенная и эмоционально благоприятная
среда для двигательной активности детей, педагог
обсуждает двигательный опыт ребенка и вызванным им
эмоциональные переживания, помогает соотнести свой
опыт с опытом других людей
Педагог стимулирует детское любопытство и интерес к
новым движениям и двигательным задачам
Детям доступно разнообразное стационарное и
мобильное оборудование для двигательной активности,
подобранное с учетом их интересов (напр., имеются
тематические игровые комплексы, картонные коробки
для игры, горки, велосипеды, самокаты и пр.).
Обустройство помещений и территории позволяет
быстро трансформировать пространство для разных
видов двигательной активности
Подвижные игры, физкультура и спорт
Предусмотрены регулярные подвижные игры и
физкультура (Напр., выделено время для занятий в
распорядке дня).
33

Предусмотрено
систематическое
разностороннее
развитие крупной моторики детей (развиваются сила,
скорость, ловкость, гибкость, выносливость, внимание,
точность, чувство ритма и др.) в разных формах (в
играх, физкультурных и спортивных занятиях) с учетом
потребностей и возможностей, интересов и инициативы
детей.
Предусмотрена
амплификация
и
постоянное
совершенствование образовательной среды для
разноуровневого развития крупной моторики с учетом
индивидуальных особенностей детей (от свободной
подвижной игры до регулярных спортивных занятий).
. Предусмотрено обучение детей правилам выполнения
движений, позволяющим минимизировать риски.
Предусмотрено
обогащение
предметнопространственной среды, напр., за счет партнерства со
спортивными организациями и организация доступа
детей к их спортивному пространству.
Предусмотрено формирование культуры физического
развития и спорта (ценности, традиции, привычки).
Педагог укрепляет позитивную самооценку детей через
достижение уверенности в движениях, ощущение
нарастающих навыков (ведется педагогическое
наблюдение)
Педагог поддерживает интерес детей к различным
подвижным играм (напр., игры с мячом в кругу,
догонялки, бег наперегонки, игры с прыжками, с мячом,
народные игры и пр.)
Педагог играет в игры вместе с детьми, не пытаясь без
необходимости доминировать
Педагог использует открытые задания с разными
степенями сложности, из которых ребенок сам отдает
предпочтение тому, что ему по силам. Педагог
стимулирует выбор всё усложняющихся заданий,
34

поощряет поиск различных двигательных решений
определенной задачи
Педагог привлекает родителей к участию в спортивных
фестивалях, конкурсах
Педагог инициирует воспитанников на участие в
спортивных и оздоровительных мероприятиях
Педагог
повышает
свой
педагогический
профессионализм в данном направлении

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».