Положение об ИОМ.pdf

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Академического района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
ДОУ№ 43
620105, г. Екатеринбург, ул. Рябинина,27
тел.8 (343) 289-05-47
mdou43@eduekb.ru

ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном образовательном маршруте воспитанника
МАДОУ– детский сад № 43

2023 г.

1.

Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению
права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту (далее - ИОМ)
в пределах осваиваемых ОП ДО или АОП ДО, реализуемых в МАДОУ – детский сад № 43 (далее –
ДОУ).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
– Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 2020 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 – 2021
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
– Уставом ДОУ;
– ОП ДО МАДОУ – детский сад № 43;
1.3. Под ИОМ в данном Положении понимается:
– особый способ (путь) прохождения воспитанниками образовательной программы дошкольного
образования, реализуемой через содержание учебных дисциплин (модулей) в соответствии с
государственным стандартом, дополнительных учебных курсов (факультативных, элективных,
модулей), дополнительной развивающей программы дополнительного образования (кружки,
секции, клубы), программ развития классов (кадеты), индивидуальных занятий, в формах
надомного, очного, очно-заочного, дистанционного и других формах, установленных
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
Уставом ДОУ;
– персональный путь компенсации трудностей в обучении;
– способ реализации личностного потенциала воспитанника (интеллектуального, эмоциональноволевого, деятельностного, духовно-нравственного);
– структурированная программа действий воспитанника на некотором фиксированном этапе
обучения.
1.4. ИОМ предполагает разработку учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной
программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника – индивидуального
учебного плана.
1.5. ИОМ является составной частью образовательной программы дошкольного образования и
призван:
– обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей - инвалидов;
– обеспечить освоение образовательной программы дошкольного образования детьми при

наличии у них трудностей в обучении и/или находящихся в особой жизненной ситуации;
– создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями;
– создавать условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
1.6. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме, установленном
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО) с максимальной учебной нагрузкой, соответствующей требованиям СП 2.4.3648 – 2020
и СанПиН 1.2.3685 – 2021.
2. Цели и задачи Положения
2.1. Целью настоящего Положения является обеспечение реализации права воспитанников на
обучение по ИОМ в ДОУ.
2.2. Задачи настоящего Положения:
– определение основных организационных механизмов, реализуемых в ДОУ для обучения по
ИОМ;
– обеспечение возможности обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с установленными требованиями;
– обеспечение соответствия ИОМ требованиям ФГОС ДО;
– определение ответственности педагогов при обучении по ИОМ;
– создание условий для реализации индивидуальных образовательных потребностей
воспитанников, выбор оптимальных форм и темпа их обучения.
3. Организационные механизмы, реализуемые в ДОУ в целях обучения по ИОМ
3.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в ДОУ с целью соблюдения права
воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
– информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве воспитанников
на обучение по ИОМ;
– выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанников, необходимых для
разработки ИОМ;
– организация обучения по ИОМ в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
– разработка основной образовательной программы дошкольного образования, включающей в
качестве механизма ее реализации ИОМ.
3.2. ИОМ может быть разработан для следующих категорий воспитанников ДОУ:
− воспитанники с ОВЗ и/или дети – инвалиды;
− воспитанники, имеющие медицинские заключения;
− воспитанники, испытывающие трудности
в освоении образовательной
программы дошкольного образования, и/или находящихся в особой жизненной ситуации.
4.Разработчики и участники реализации ИОМ
4.1. Педагоги (в т.ч. учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель (далее специалисты ДОУ)) разрабатывают и корректируют ИОМ в
соответствии с рекомендациями; определяют содержание ИОМ воспитанника; планируют и
описывают методы, приемы и способы, посредством которых дети будут осваивать содержание
образования; осуществляют непосредственную реализацию ИОМ.
4.2. Педагоги (в т.ч. специалисты) участвуют в разработке и вносят рекомендации по
корректировке ИОМ в соответствии с рекомендациями специалистов; реализуют коррекционноразвивающую работу по своему направлению в рамках реализации ИОМ, участвуют в оценке
эффективности реализации ИОМ.
4.3. Заместитель заведующего координирует деятельность всех участников образовательных
отношений, анализирует требования ФГОС ДО, содержание ОП ДО и учебного плана, определяет

временные границы реализации ИОМ.
4.4. Заведующий ДОУ несёт ответственность за содержание и выполнение ИОМ.
4.5. Родитель (законный представитель) участвует в разработке в ИОМ, вносит предложения по
организации совместной образовательной деятельности.
5. Последовательность действий участников образовательных отношений при разработке
ИОМ воспитанников ДОУ.
5.1. По результатам педагогического и психологического мониторингов в течение учебного года
педагоги представляют на заседание психолого - педагогического консилиума (далее ППк) кандидатуры воспитанников, требующие реализации образовательной программы
дошкольного образования по ИОМ.
5.2. По решению ППк родителям (законным представителям) воспитанников рекомендуется
обратиться в Территориальную психолого – медико – педагогическую комиссию (далее - ТПМПК)
с целью уточнения заключения и определения ИОМ.
5.3. Родители (законные представители) воспитанников информируются педагогом о возможности
обучения воспитанника по ИОМ в соответствии с установленными требованиями, в том числе с
требованиями, установленными настоящим Положением.
5.4. ИОМ разрабатывается и утверждается в ДОУ после обследования воспитанника
специалистами ППк и/или ТПМПК, на основании представленных родителями (законными
представителями) документов:
– рекомендации ППк ДОУ по организации психолого - педагогического сопровождения для
категорий воспитанников, указанных в п. 3.2. настоящего Положения, и/или копия заключения
ТПМПК;
– заявление родителей (законных представителей).
5.5. При составлении ИОМ педагоги предлагают родителям (законным представителям)
воспитанника ознакомиться с:
– образовательной программой дошкольного образования;
– учебным планом на текущий учебный год;
– порядком разработки ИОМ и условиями его реализации.
На основании полученной информации родители (законные представители) воспитанника
обсуждают с педагогами вопросы о формах и методах совместной образовательной деятельности с
ребенком по освоению содержания образовательной программы дошкольного образования.
5.6. Педагоги (в т.ч. специалисты ДОУ) разрабатывают ИОМ с учетом дифференцированного
подхода в обучении и рекомендаций специалистов ППк и/или ТПМПК.
5.7. Подготовленный проект ИОМ педагоги обсуждают с родителями (законными
представителями) воспитанника. При необходимости вносят коррективы.
5.8. После согласования с родителями (законными представителями) окончательный вариант
ИОМ передается для согласования ответственному лицу за координацию работы по составлению и
реализации ИОМ и утверждается приказом заведующего ДОУ.
5.9. Разработанный и утвержденный ИОМ передается на хранение в кабинет заместителя
заведующего.
5.10. Выбор модулей образовательной программы дошкольного образования (направлений
развития и образования), форм совместной образовательной деятельности с дошкольником
осуществляется с использованием форм поддержки разработки и реализации ИОМ, определяемых
ДОУ с учётом личностных особенностей воспитанника, а также с учётом особенностей конкретного
индивидуального учебного плана.
5.11. ИОМ воспитанника должен включать в себя сочетание разных видов детской деятельности в
целях социальной самореализации личности и формирования его собственного опыта. Педагог
должен обеспечить ребенку преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия

проблемной ситуации и творческой деятельности, атмосферу благожелательности, принятия
ребенка.
5.12. Все изменения и дополнения, вносимые в ИОМ в течение учебного года или в периоды,
определенные настоящим Положением, должны быть согласованы с ответственным лицом за
координацию работы по составлению и реализации ИОМ, заведующим ДОУ.
5.13. ИОМ с приложениями систематизируется, оформляется педагогами и предоставляется на
заседание ППк ДОУ по окончании срока его реализации.
5.14. ППк ДОУ выносит резолюцию о завершении ИОМ или его продолжении. Решение ППк о
необходимости продления срока ИОМ обязательно для исполнения педагогическими работниками.
6.Принципы разработки ИОМ.
6.1. При разработке ИОМ педагоги опираются на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка;
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
– принцип соблюдения интересов ребенка;
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе
изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
– принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психолого – педагогическое
сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении проблемы);
– принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного подхода в
педагогической диагностике);
– принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами
и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт).
4. Структура ИОМ воспитанника.
4.1. ИОМ воспитанника является одним из основных механизмов, обеспечивающих освоение
образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации её содержания
с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника, прежде всего
детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4.2. ИОМ воспитанника разрабатывается с обязательным участием родителей (законных
представителей) и реализуется на основе взаимодействия воспитанника, его родителей (законных
представителей), педагогов ДОУ, предполагает их тесное сотрудничество и сотворчество.
4.3. В целях обеспечения индивидуальных потребностей воспитанников ИОМ предусматривает
время:
– на увеличение учебных часов, отводимых на индивидуальные занятия, осуществляемые в
процессе организации различных видов детской деятельности;
– на введение совместной образовательной деятельности, обеспечивающую реализацию
различных интересов воспитанника.
4.4. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений руководствуются
требованиями ФГОС ДО, основываясь на совокупности образовательных областей, которые
обеспечивает разностороннее развитие детей, а именно:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
4.5. ИОМ включает основные направления:
– развитие общей и мелкой моторики;
– развитие культурно-гигиенических, коммуникативных и социальных навыков;

– развитие видов детской деятельности;
– развитие речи (овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими и развитие всех компонентов устной речи);
– формирование представлений об объектах окружающего мира и приобщение
ксоциокультурным ценностям;
– формирование умений ориентироваться в пространстве и во времени.
4.6. Содержание ИОМ воспитанника включает в себя следующие основные компоненты
(Приложение № 1).
4.6.1. Общие сведения о ребенке включают в себя информацию о ребенке, родителях (законных
представителях), социальной ситуации развития ребенка, состоянии здоровья ребенка, выписку из
заключения ТПМПК, рекомендации специалистов.
4.6.2. Психолого – педагогическая характеристика ребенка, которая отражает сильные стороны
развития ребенка и направления развития, требующие внимания специалистов и коррекции (на
основе психологического и педагогического мониторингов).
4.6.3. Программа реализации ИОМ воспитанника ДОУ, включающая определение задач, форм и
способов взаимодействия с родителями (законными представителями), описание педагогических
действий и планируемых результатов.
4.6.4. Организация коррекционно – развивающей работы с ребенком, включающая описание
направлений деятельности, содержания работы, описание содержания взаимодействия с
педагогами, родителями (законными представителями), характеристику динамики развивающей
работы.
4.6.5. Планируемый результат реализации ИОМ воспитанника.
4.6.6. Формы контроля и учета достижений ребенка в процессе реализации ИОМ.
4.6.7. Организационно – педагогические условия реализации ИОМ, включающие описание
программного (в т.ч. применяемых образовательных технологий), кадрового обеспечения
реализации ИОМ.
4.6.8. Рекомендации, которые содержат обоснование внесения корректив по результатам
промежуточной психологической и педагогической диагностики, заключение о реализации ИОМ в
целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового ППк в конце учебного года.
Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального
сопровождения ребенка со специалистами на следующем этапе его обучения.
4.7. При разработке ИОМ учитывается учебная нагрузка воспитанника, уточняются сведения о
дополнительной занятости воспитанника в объединениях, кружках, секциях, которые фиксируются
в ИОМ.
4.8. Условия реализации ИОМ воспитанника должны соответствовать условиям реализации ОП
ДО МАДОУ – детского сада № 43 и требованиям ФГОС ДО.
5. Ответственность участников образовательных отношений.
5.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ воспитанника несут участники
образовательных отношений в порядке, установленном действующим законодательством.
5.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации ИОМ В ДОУ
является заместитель заведующего.
5.3. Ответственное лицо за координацию работы по составлению и реализации ИОМ в Д О У
обеспечивает:
– организацию работы педагогов по информированию родителей (законных представителей)
воспитанников о возможности обучения ребенка по ИОМ для развития его потенциала;
– организацию методического сопровождения по вопросам составления и реализации ИОМ;
– контроль за соответствием содержания ИОМ требованиям ФГОС ДО;

– взаимодействие между участниками образовательных отношений по вопросам разработки и
реализации ИОМ;
– контроль за реализацией ИОМ;
– анализ работы педагогов по вопросам разработки и реализации ИОМ.
5.4. При разработке и реализации ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
руководствуются в своей деятельности:
– требованиями действующего законодательства;
– приказами заведующего ДОУ;
– Уставом;
– Принятыми в ДОУ локальными нормативными актами;
– настоящим Положением.

Приложение 1
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Академического района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
ДОУ№ 43
620105, г. Екатеринбург, ул. Рябинина,27
тел.8 (343) 289-05-47
mdou43@eduekb.ru

Индивидуальный маршрут развития
ребенка с ОВЗ ______________________________________,
воспитанника … группы № ___
20___ - 20____учебный год
Разработали:
______________ воспитатель
______________ учитель - логопед
_______________ педагог-психолог
_______________ муз. руководитель
________________ инструктор
по физической культуре

Ознакомлены:
_______________/_______________
_______________/_______________/
дата «___»_______________202__г.

Цель: Выстраивание системы коррекционно-развивающей и воспитательной работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности
здоровья в условиях реализации АОП для обучающихся
________________________________________________________________________
Коллегиальное заключение ППк на начало учебного года
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
______
Формы комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного маршрута воспитанника
Специалист
( ФИО)

Направление работы

Режим

Формы организации коррекционноразвивающей работы

Воспитатель:

Педагогическая помощь

5 дней в неделю

Разнообразные

Учитель-логопед:

Логопедическая помощь

2 раза в неделю

Индивидуальные
Групповые

Педагог-психолог:

Психологическая помощь

в течение недели

Мини группы
Подгрупповые
Групповые
Индивидуальные

Инструктор по
физической
культуре:

Физкультурные занятия

3 раза

Групповые
Индивидуальная работа во время
организации ООД

Муз. руководитель:

Музыкальные занятия

2 раза

Групповые

Индивидуальная работа во время
организации ООД
Содержание комплексного психолого-педагогического сопровождения
Специалист
( ФИО)

Первое полугодие

Второе полугодие

Воспитатель:
Учитель-логопед:

Педагог-психолог:
Инструктор по
физической
культуре:
Муз. руководитель:

Коллегиальное заключение ППк на конец учебного года.
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».