Вокальная студия

Стуктура программы
№
п/п
1.
1.1.
1.1.1
1.2.
2.
2.1.
2.1.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.2.
3.4.

Наименование разделов
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Содержательный раздел
Основные направления обучения детей пению.
Приемы обучения пению.
Работа с родителями.
Организационный раздел
Средства реализации программы.
Формы и методы реализации программы
Организация образовательной деятельности
Перспективное планирование
Литература

2

стр.

3
4
5
6
7
7
8
8
9
10
14

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
В. Сухомлинский

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии,
важнейших качеств творческой личности. В возрасте 3 – 7 лет потребность детей
проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития
личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для
самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах
музыкального творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей,
прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия
для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных
видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления
специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением
способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и
танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует
эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание
духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение
способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что
помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов,оно объединяет детей
общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что у детей не достаточно
сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и
вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в
разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для
развития вокально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной
техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества
личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение
контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает
укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных
данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские
программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
3

«Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева), программы Э.П. Костиной
«Камертон», музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная
мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.
№58;
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования от 17.10.2013, приказ №1155;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего
образования 28 февраля 2014 год № 08-249;
- Письмо МО РФ № 06-1844 от 11.12.2006 г. «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»;
- «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего
образования (постановление от 05.07.2001. №505)»;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - МАДОУ
Устав МАДОУ - детский сад № 43;
- № 43.
1.1.1. Цели и задачи Программы.
Цели:
Формирование
эстетической
культуры
дошкольника;
развитие
эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания,
правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
1. Формирование интереса к вокальному искусству.
2. Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно
расширяя диапазон.
3. Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4. Развитие умений различать звуки по высоте.
5. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого
дыхания, артикуляции.
6. Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.
7. Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию
естественным голосом, без напряжения).
4

8. Совершенствование вокально-хоровых навыков.
9. Формирование правильной осанки.
10. Совершенствование чувства ритма, музыкальности.
11. Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения во
время занятий, культурно - досуговой и концертной деятельности.
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного
характера
3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.

5

2. Содержательный раздел.
2.1. Основные направления обучения детей пению.
Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать
его до конца фразы, не разрывать слова.
Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое
и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование
дикционных упражнений, скороговорок.
Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять
звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень
важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание
или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать
выразительные особенности музыкального произведения.
Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении.
Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам
цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень
музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт
правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за
пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из
основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него.
Первоначальные навыки пения acapella должны быть сформированы на маленьких
несложных попевках и песнях. Исполнение acapella способствует формированию у
детей ладового слуха, точного интонирования.
Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания
дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание
пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических
изменений.
Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения,
его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни
детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием
следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание,
вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

6

2.1.1.Приемы обучения пению
1.
Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в
первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2.
Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений
делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей,
развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на
предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на
вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с
какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста
детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и
исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них
уверенность, но делать это деликатно.
1.2. Работа с родителями.
- Консультации на темы: «Как охранять детский голос», «О колыбельных песнях и
их необходимости», «Как развивать музыкальный слух у ребенка», «Музыка и
дети», «Музыкатерапия».
- Отчетные итоговые и промежуточные концерты.

7

3. Организационный раздел.
3.1. Средства реализации программы.
- Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
- Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический
материал.
- Музыкальные инструменты.
3.2. Формы и методы реализации программы.
Формы:
- коллективные занятия;
- индивидуальная работа;
- концертные выступления не реже 1 раз в квартал;
- просветительская деятельность;
- участие в творческих конкурсах;
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно
воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает
отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей
развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения
и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития
детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце
года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая
наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.
Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое
восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни
педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их
заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для
умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных
интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение
песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо
разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного
репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его
воспроизведением.
8

Методы:
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- беседа;
- распевание по голосам;
- упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
- дыхательная звуковая гимнастика;
- артикуляционные упражнения;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-дидактические игры и упражнения.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце
различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии,
посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов,
рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
3.3. Организация образовательной деятельности.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении
необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени
прохождения материала.
Программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная,
так и индивидуальная работа. Занятие в вокальной студии проводится 2 раза в
неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным
нормам детей.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в
концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Состав вокальной студии формируется с учётом желания детей и результатов
диагностики их вокальных навыков. Возраст детей, посещающих студию: 3-7 лет.
Наполняемость группы на занятиях: 10-15 детей.
Работа вокальной студии строится на единых принципах и обеспечивает
целостность педагогического процесса. Занятия студии проводятся в соответствии с
рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп
детского сада.
Группа
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа

Продолжительность

Количество в неделю

В год

15 мин.
20 мин.
25 мин.
30 мин.

2
2
2
2

72
72
72
72

9

Структура занятия.
Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях.
Начинать распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне,
постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не
менее 10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей
предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и
эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств
повышения ее продуктивности и конечного результата.
Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2
минуты (физминутка).
Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам,
динамическими оттенками.
Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ
и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением
3.4. Перспективное планирование.
Перспективный план работы на 2020 – 2021 учебный год.
Первый год обучения (3-4 г.)
Виды
деятельности
распевание

Разучивание и
исполнение
песен

Музыкальная
грамота

Ритмические и

Программные
задачи
научить слышать
свой голос; научить
распевать слова;
-учить правильно
интонировать
мелодию в
диапазоне ре - ля
1 октавы; узнавать
вступление
голоса после
вступления и
проигрыша
- различать
материал по двум
понятиям: где
петь, а где не
петь; - ноты и
дом
развивать

Содержание
занятий
Упражнения на
подачу голоса и
распевание
гласных звуков
Знакомство с
различными
песнями и
разбор их
содержания;
выучивание
наизусть

Картотека игр и
10

Музыкальный материал

Часы

Различные распевки на слоги

40

«Пляска с листочками»;
«Зимняя песенка»; «Дед
Мороз»; «Пляска с
погремушками » «Мама»;
«Вальс»; «Весенние цветы»

40

«Капельки»; «Вот иду я
вверх, вот иду я вниз»;
«Выше всех жираф растёт»

40

40

речеритмические
игры и
упражнения
Исполнение
песен

чувство метроритма,
ритмический
слух
развивать
музыкальную
память (учить
наизусть); групповое пение;
- включение
минимальных
движений

упражнений

Исполнение
выученных
песен

«Пляска с листочками»;
«Зимняя песенка»; «Дед
Мороз»; «Пляска с
погремушками » «Мама»;
«Вальс»; «Весенние цветы»

Содержание
занятий
Упражнения на
подачу голоса и
распевание
гласных звуков
Знакомство с
различными
песнями и
разбор их
содержания;
выучивание
наизусть

Музыкальный материал

40

Второй год обучения (4-5 лет)
Виды
деятельности
распевание

Разучивание и
исполнение
песен

Музыкальная
грамота

Ритмические и
речеритмические
игры и
упражнения
Исполнение
песен

Программные
задачи
научить слышать
свой голос; научить
распевать слова;
-учить правильно
интонировать
мелодию в
диапазоне ре - ля
1 октавы; узнавать
вступление
голоса после
вступления и
проигрыша
- различать
материал по двум
понятиям: где
петь, а где не
петь; - ноты и
дом
развивать
чувство метроритма,
ритмический
слух
развивать
музыкальную
память (учить
наизусть); групповое пение;
- включение
минимальных
движений

Различные распевки на слоги

40

«Пляска с листочками»;
«Зимняя песенка»; «Дед
Мороз»; «Пляска с
погремушками » «Мама»;
«Вальс»; «Весенние цветы»

40

«Капельки»; «Вот иду я
вверх, вот иду я вниз»;
«Выше всех жираф растёт»

40

Картотека игр и
упражнений

Исполнение
выученных
песен

11

Часы

40

«Пляска с листочками»;
«Зимняя песенка»; «Дед
Мороз»; «Пляска с
погремушками » «Мама»;
«Вальс»; «Весенние цветы»

40

Третий год обучения (5 - 6 лет)
Виды
деятельности
распевание

Разучивание и
исполнение
песен

Музыкальная
грамота

Ритмические и
рече ритмические
игры и
упражнения
Исполнение
песен

Программные
задачи
Развивать диапазон
детского голоса; учить брать
дыхание после
вступления и между
музыкальными
фразами
-учить чисто
интонировать
мелодию в
диапазоне «ре» 1
октавы, до «до» 2;
учить вместе
начинать и
заканчивать песню;
петь с муз.
сопровождением и
без него;
выразительно
исполнять песни с
разным
эмоциональнообразным
содержанием Петь
без напряжения,
протяжно,
подвижно,
легко,отрывисто
- различать звуки по
высоте, по
длительности; учить различать и
называть отдельные
части
муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,
припев
развивать чувство
метро – ритма, развивать
ритмический слух

Содержание
занятий
Упражнения на
развитие слуха и
голоса

Музыкальный
материал
«Вот такая чепуха»,
«На птичьем дворе»
Рыбкина, «Пляшут
зайцы», «Дождик»
Френкель

Знакомство с
новой песней,
беседа по
содержанию,
разучивание
мелодии и текста.
пение по руке,
пение по фразам,
пение мелодии на
фразы, на слоги

«Паучок» К.Костин,
«Цветные огоньки» М.
Карминский, «Манная
каша» Г. Абелян,
«Хомячок» Г. Абелян,
«Гномик» О.Юдахина,
«Новогодняя песенка»
Германовска

40

«Музыкальный
букварь» Разучиваемые
произведения

40

развивать
музыкальную
память, - учить
сольному

Пение ранее
выученных песен
подгруппой и по
одному, пение с

Картотека игр и
упражнений

12

Часы
40

40

«Паучок», «Цветные
огоньки»
М.Карминский
,«Манная каша»,

40

исполнению, - учить движением,
петь выразительно в инсценирование
разных темпах,
песен
меняя динамические
оттенки

«Хомячок» Г.Абелян,
«Гномик» О.Юдахина,
«Новогодняя песенка»
Германовская.

Четвертый год обучения (6-7 лет)
Виды
деятельности
распевание

Разучивание
и исполнение
песен

Музыкальная
грамота

Ритмические
и речеритмические
игры и
упражнения
Исполнение

Программные задачи
Развивать диапазон
детского голоса; учить брать дыхание
после вступления и
между
музыкальными
фразами
-учить чисто
интонировать
мелодию в диапазоне
«ре» 1 октавы, до
«до» 2; учить вместе
начинать и
заканчивать песню;
петь с муз.
сопровождением и
без него;
выразительно
исполнять песни с
разным
эмоциональнообразным
содержанием Петь
без напряжения,
протяжно, подвижно,
легко,отрывисто
- различать звуки по
высоте, по
длительности; учить различать и
называть отдельные
части
муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,
припев
развивать
чувство ритма,
- развивать
ритмический слух
развивать

Содержание
занятий
Упражнения на
развитие слуха
и голоса

Музыкальный материал
«Вот такая чепуха», «На
птичьем дворе» Рыбкина,
«Пляшут зайцы», «Дождик»
Френкель

40

Знакомство с
новой песней,
беседа по
содержанию,
разучивание
мелодии и
текста. пение по
руке, пение по
фразам, пение
по руке,
мелодии на
фразы, на
гласные слоги

«С нами друг» Г. Струве,
«Гномики»
К. Костина,
«Почемучки»
Л.Туркина,
«Я рисую
море» Н.Тимофеева, «Кэти и
Петя» О.Поляковой,
«Мурлыка»
А. Морозова,
«Зелёные
ботинки»
С. Гаврилова.

40

«Музыкальный букварь»
Разучиваемые произведения

40

Картотека игр и
упражнений

Пение ранее
13

Часы

40

«С нами друг» Г. Струве,

40

песен

музыкальную
память, - учить
сольному
исполнению, - учить
петь выразительно в
разных
темпах,тональностях
меняя динамические
оттенки

выученных
песен
подгруппой и по
одному, пение с
движением,
инсценирование
песен

«Гномики»
К. Костина,
«Почемучки»
Л.Туркина,
«Я рисую
море» Н.Тимофеева, «Кэти и
Петя» О.Поляковой,
«Мурлыка»
А. Морозова,
«Зелёные
ботинки»
С. Гаврилова.

Примерное распределение материала по программе
Первый год обучения (3-4 г.)
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму
Упражнения и попевки
Всего
Второй год обучения (4 - 5 лет)
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму
Упражнения и попевки
Всего

Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72
Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72

Третий год обучения (5-6 лет)
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму
14

Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4

Упражнения и попевки
Всего
Четвертый год обучения (6-7 лет)
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)
Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму
Упражнения и попевки
Всего

15

32
72
Кол-во
часов
11
5
8
5
7
4
32
72

ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г. –
33 с.
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232
с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС»,
2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального
слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка.
1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская
нота», 2011 г. – 121 с.
10.Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург:
«Композитор», 2003 г. – 46 с.
11.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург: «Невская
нота», 2011 г. – 106 с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота»,2010 г. – 45 с.
13.Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург
«Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14.Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. - «Композитор», 2005
г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя /
вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый
ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание /
вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004
г. – 76 с.
16

21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет /
Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».