ЛЕГО

2

Содержание:
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
2. Организационный раздел
2.1. Младшая группа 3-4 года
Планируемы результаты
Тематическое планирование
2.2. Средняя группа 4-5 лет
Планируемые результаты
Тематическое планирование
2.3. Старшая группа
Планируемые результаты
Тематическое планирование
2.4. Подготовительная группа
Планируемые результаты
Тематическое планирование
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы

3

3
9
9
9
11
11
13
16
16
17
20
20
20
23
25

1.
1.1.

Целевой раздел
Пояснительная записка

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в
руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности
ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его
личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные
потребности, складывается характер, что положительно влияет на
социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа
являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят
из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с
конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с
помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной
форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и
т.п.
и
таким
образом
знакомят
его
с разными
способами
передачиинформации. Постепенное возрастание трудности задач в
конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться
самостоятельно, т.е. развивать своитворческие способности, в отличие от
обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские
черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми
заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и
придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой
деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет
разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих
способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием
на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в
совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в
вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь;
объединяться в игре в пары, микро-группы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение
определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность
ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют
практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу
экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают
жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и
самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать
игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и
более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры.
Новизна программы. Данная программа составлена на основе
методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском
саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Legoeducation. Отличительная особенность и новизна программы.выражается
4

в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через
такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием
конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной
программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По
окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
Нормативная база, на основе которой создана программа:
- ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
- Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.), СанПиН 2.4.1.3049-13;
- письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и
начальной школы»;
- методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995г. № 46
– 19 – 15;
- инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от
14.03.2000г. № 65 – 23 – 16;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 года№06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
Цель программы: развивать конструкторские способности детей
дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные
навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе, распределении обязанностей.
Направленность программы - техническое.
Направление образовательной деятельности - конструирование.
Срок реализации: 4 года.
Программа «ЛЕГО» направлена на развитие конструкторских способностей
детей. Занятия проводятся с детьми с 3-7 лет по подгруппам (8-10 детей).
Длительность занятий определяется возрастом детей.
-в младшей группе не более 15 минут (дети 3-4 года)
- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)
5

- в старшей группе не более 25 мин (дети 5-6 лет)
-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)
В течение года на освоение программных задач отводится 72 часа (два раза в
неделю).
Принципы Лего-конструирования
Основные принципы по Лего-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и
конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и
целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих
способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных
видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на
получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата
независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе
которой развивается ребенок используются формы организации обучения,
рекомендованные
исследователями
З.Е.Лиштван,
В.Г.Нечаева,
Л.А.Парамонова:
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются
образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и
конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма
обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов
действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно
напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в
основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий
этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к
самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту
модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного
материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают
способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления.
Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования
по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае
выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку
6

способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная
форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию
творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам:
моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей
строительного
материала
воссоздаются
внешние
и
отдельные
функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для
развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого
обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они
сами решают,что и как будут конструировать. Данная форма не средство
обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в
практике форма конструирования очень близка по своему характеру
конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь
ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по
заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Требованиям к знаниям и умениям воспитанников
В процессе реализации поставленных задач осуществляется
отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала.
Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). Формы
отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Образовательные ориентиры к концу первого года обучения:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Образовательные ориентиры младший дошкольный возраст 3-4 года
7

дети могут:
- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;
- строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно
соединять детали между собой;
- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом;
- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков,
фотографий, чертежей
- располагать кирпичики, пластины вертикально;
-правильно использовать детали строительного материала;
Образовательные ориентиры средний дошкольный возраст 4-5 лет
дети могут:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с
размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка,
овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить
конструктивные решения;
- создавать постройки по рисунку, схеме;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта;
- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по
рисунку и словесной инструкции.
Образовательные ориентиры старший дошкольный возраст 5-7 лет
Дети могут:
- различать и называть детали LEGO конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные
замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
8

морально-волевые
качества:
толерантность,
старательность,
внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес,
исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность,
эстетический вкус.

9

2.
Организационный раздел.
2.1. Младшая группа 3-4 года
Планируемые результаты:
Первое полугодие:
 Учить называть детали лего-конструктора «Дупло»
 Простейшему анализу сооружённых построек (выделять форму,
величину, цвет деталей)
 Выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными
условиями
 Сравнивать предметы по длине и ширине
 Обогащать речь словосочетаниями
 Кронструировать по образцу и условиям
 Различать по цвету и форме
 Развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей
конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий
Второе полугодие:
 Познакомить с новыми деталями
 Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его
конструктивное решение
 Оформлять свой замысел путём предварительного называния будущей
постройки
 Развивать и поддерживать замысел в процессе развёртывания
конструктивной деятельности, помогать её осуществлять
 Формировать
умение
использовать
полученные
знания
в
самостоятельных постройках по замыслу.
Примерное распределение занятий на год:
 Конструирование по образцу (50)
 Преобразование образца по условиям (8)
 Конструирование по замыслу (14)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут по подгруппам (по 810 детей). Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся
определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину
конструктивных деталей. В конце каждого месяца дети строят по замыслу,
показывая, чему научились на прошлых занятиях.
Месяц
сентябр
ь

Тематическое планирование младшая группа
тема
цели
Знакомство с
Познакомить с лего-конструктором
лего-кабинетом Закреплять знания цвета и формы
Ворота для
Учить выполнять простейшую конструкцию ( из
заборчика
мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и
класть на них перекладину
Пирамидка
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к
10

Башенка
октябрь

Здравствуй, лес!
Строим дом

Разные домики
Конструировани
е по замыслу

ноябрь

Мебель для
комнаты
Мебель для
кухни
Печка
Конструировани
е по замыслу

декабрь

Утята в озере
Волшебные
рыбки
Мостик через
речку
Конструировани
е по замыслу

январь

Построим гараж

конструктору
Учить строить простейшие постройки.
Формировать бережное отношение к
конструктору
Познакомить с некоторыми видами деревьев,
растущих в лесу, научить различать деревья
Развивать творческое воображение.
Учить подражать звукам и движениям
персонажей
Учить строить дом из лего-конструктора
Закреплять умение строить домики
Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Развивать способности выделять в предметах их
функциональные частиУчить анализировать
образец
Закреплять умение строить мебель
Запоминать название предметов мебели
Познакомить с русской печкой
Развивать воображение, фантазию
Учить строить печку из конструктора
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Учить внимательно слушать стихотворение
Строить из конструктора утят
Рассказать о рыбах
Учить строить рыб из конструктора
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Закреплять понятия «высокий», «низкий»
11

для машин
Грузовая
машина
Домик

Мельница
февраль Машина с
прицепом
Пожарная
машина
Кораблик
Конструировани
е по замыслу

март

Детская
площадка
Горка для ребят
Все профессии
важны
Конструировани
е по замыслу

апрель

Ракета
Луноход
Космонавты

Учить выполнять задания по условиям
Развивать творчество, воображение, фантазию
Учить создавать простейшую модель грузовой
машины
Выделять основные части и детали
Формировать обобщённые представления о
домах
Учить сооружать постройки с перекрытиями.
Делать их прочными
Развивать умение выделять части
Познакомить с понятием «фундамент»
Рассказать о мельнице
Развивать воображение, фантазию
Учить строить машину с прицепом
Развивать навыки конструирования
Познакомить с профессией пожарного
Учить строить пожарную машину
Рассказать о кораблях
Учить строить более сложную постройку
Развивать внимание, навыки конструирования
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки. Называть её тему, давать описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Показать детскую площадку
Построить песочницу, лесенки
Продолжать знакомить с детской площадкой
Развивать память и наблюдательность
Познакомить с разными профессиями
Учить отличать их по внешнему виду
Воспитывать уважение к труду взрослых
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Рассказать о космосе
Учить строить ракету
Рассказать о луноходе
Учить строить из деталей конструктора
Продолжать знакомить с космосом
Учить строить космонавтов из мелких деталей
12

Конструировани
е по замыслу

май

Животные в
зоопарке
Вольер для
тигров и львов
Крокодил
Конструировани
е по замыслу

2.2.

Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Рассказать о зоопарке
Учить строить утку, слона
Учить всем вместе строить одну поделку
Продолжать знакомить с зоопарком
Учить строить крокодила
Закреплять полученные навыки
Учить заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть её тему, давать общее
описание
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность

Средняя группа 4-5 лет.
Планируемые результаты:

Первое полугодие:
 Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе
конструирования
 Использовать специальные способы и приёмы с помощью
наглядных моделей и схем
 Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его
функцию
 Формировать представление, что схема несёт информацию не
только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал
необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе
пространственного расположения деталей и их соединения
 Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и
различия
 Формировать умение строить по схеме
 Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку
прочной, точно соединять детали между собой
 Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание
 Развивать творческую инициативу и самостоятельность
Второе полугодие:
13

 Закреплять умение анализировать конструктивную и графические
модели
 Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек,
для которых она предназначается
 Правильно называть детали лего-конструктора
 Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию
со схемой
 Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки,
намечать цели деятельности
 Сравнивать полученную постройку с задуманной
 Развивать способность к контролю за качеством и результатом
работы
Примерное распределение занятий на год:
 Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
(52)
 Конструирование по условиям (10)
 Конструирование по замыслу (10)
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 20 минут по подгруппам (по 8-10
детей).На первых занятиях дети закрепляют знания и умения,
приобретённые во второй младшей группе. С этой целью следует весь
сентябрь проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в
усложнённом варианте. В средней группе несколько занятий необходимо
уделить коллективной постройке.
План анализа образца:
 Рассмотреть объект в целом
 Выделить цвета деталей
 Назвать детали лего-конструктора
 Установить пространственное расположение частей постройки
После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания
построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в
объединении построек в общий сюжет.
На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей
постройки, намечает цель деятельности, давать общее описание будущего
продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную
постройку с задуманной.
Тематическое планирование средняя группа 4-5 лет
Месяц
тема
цели
сентябрь Конструирование Закреплять навыки, полученные в младшей
по замыслу
группе
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность
Башня
Закреплять навыки, полученные в младшей
14

октябрь

ноябрь

декабрь

группе, и приёмы построек снизу вверх. Учить
строить простейшие постройки. Формировать
бережное отношение к конструктору
Строим лес
Закреплять умение строить лесные деревья
Учить отличать деревья друг от друга
Закреплять названия деталей, цвет
Мостик
Учить строить мостик, точно соединять
строительные детали, накладывать их друг на
друга
Весёлые утята
Разучивать стихотворения про утят
Учить строить утят, используя различные
детали
Красивые рыбки Уточнять и расширять представления о рыбах
Развивать умение наблюдать, анализировать,
делать выводы
Учить строить морских обитателей
Гусёнок
Учить строить из конструктора гусёнка
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Улитка
Учить строить улитку. Воспитывать добрые
отношения. Развивать память, мышление,
внимание.
Большие и
Учить строить разные пирамидки.
маленькие
Развивать внимание, мелкую моторику рук.
пирамидки
Учить бережно относиться к конструктору
Ворота для
Учить строить ворота для заборчика
заборчика
Аккуратно и крепко скреплять детали легоконструктора «Дупло»
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Домик
Учит строить дом
Распределять детали лего-конструктора
правильно
Развивать творческое воображение, навыки
конструирования
Мебель
Развивать способность выделять в реальных
предметах их функциональные части. Учить
анализировать образец
15

Русская печь

январь

февраль

март

апрель

Рассказать о русской печке
Развивать воображение, фантазию.
Учить строить печку из конструктора
Конструирование Закреплять полученные навыки
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Загон для коров
Учить строить загоны по условиям. Равивать
и лошадей
глазомер, навыки конструирования. Мелкую
моторику рук
Грузовик
Учить строить различные машины, используя
детали лего-конструктора
Дом фермера
Учить строить большой дом для фермера.
Развивать фантазию, творчество.
Учить доводить начатое дело до конца
Мельница
Учить строить мельницу
Развивать воображение, фантазию
Знакомство со
Учить слушать сказку.
светофором
Рассказать о светофоре.
Закреплять навыки конструирования.
Продолжение
Продолжать знакомить со светофором.
знакомства со
Учить правила дорожного движения.
светофором
Строить проезжую часть и надземный переход.
Робот
Познакомить с игрушкой робот.
Учить строить из лего-конструктора
Конструирование Закреплять полученные навыки
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.
Мы едем в
Учить отличать хищников от травоядных
зоопарк
животных
Слон
Учить строить слона
Продолжать знакомить с обитателями зоопарка
Обезьяна
Учить строить обезьяну. Продолжать
знакомить с обитателями зоопарка.
Конструирование Закреплять полученные навыки
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность
Ракета,
Рассказать о космических ракетах и
16

космонавты

май

2.3.

космонавтах. Учить строить ракету и
космонавтов.
Грузовая машина Учить сооружать знакомую конструкцию по
с прицепом
графической модели, соотносить её элементы с
частями предмета
Корабли
Дать обобщённое представление о кораблях.
Учить способам конструирования. Закреплять
имеющиеся навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по форме и цвету,
устанавливать пространственное расположение
построек
Поезд
Познакомить с приёмами сцепления
кирпичиков с колёсами, друг с другом,
основными частями поезда. Развивать
фантазию, воображение.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Разные
Рассказать о некоторых профессиях (фермер,
профессии
доярка, повар, водитель)
Пожарная
Рассказать о работниках пожарной части.
машина
Учить строить из конструктора пожарную
часть и пожарную машину
Развивать творчество и логическое мышление
Учить понимать нужность профессии
Самолёт
Рассказать о профессии лётчика
Учить строить самолёт, выделяя
функциональные части. Развивать интерес и
творчество
Конструирование Закреплять полученные навыки.
по замыслу
Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Старшая группа, 5-6 лет
Планируемы результаты:

Первое полугодие:
 Закреплять приобретённые в средней группе умения
17

 Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме
предметов и их частей, их пространственном расположении,
относительной величине, различии и сходстве
 Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение
работать сосредоточенно
 Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от
рисунков, фотографий, чертежей
 Продолжать знакомить с новыми деталями
 Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи
 Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки,
представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой
замысел с имеющимся строительным материалом
Второе полугодие:
 Учить работать с мелкими деталями
 Создавать более сложные постройки
 Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные
постройки
 Учить рассказывать о постройке других воспитанников
 Самостоятельно распределять обязанности
 Учить помогать товарищам в трудную минуту
 Возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец
 Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии
с заданными условиями
 Направлять детское воображение на создание новых оригинальных
конструкций
 Развивать творческую активность
 Навыки межличностного общения и коллективного творчества
 Способности к анализу и планированию деятельности
 Интерес к лего-конструктору
Примерное распределение занятий на год:
 Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям
(52)
 Конструирование по условиям (10)
 Конструирование по замыслу (10)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут по подгруппам (по 8-10
детей).
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в
средней группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по
тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Основные формы занятий:
 Моделирование по схеме, замыслу, образцу
 Работа над проектами (второе полугодие)
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать
собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе.
18

Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся
уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с
выбора темы и включает в себя следующие этапы:
 Подготовительный: рассматривание иллюстраций, фотографий,
беседы по теме проекта
 Основной делится на две части: рассматривание образцов, схем,
создание проекта на нескольких занятиях
 Заключительный: вывод о проделанной работе. Дети
представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи,
фантазию, старательность, интерес.
Тематическое планирование старшая группа
Месяц
Тема
цели
сентябрь Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Избушка на
Учить работать в коллективе дружно, помогая
курьих ножках
друг другу
Мостик через
Учить строить мостик. Развивать мелкую
речку
моторику рук и навыки конструирования.
Учить доводить начатое дело до конца.
Колодец
Учить коллективно строить простейшую
постройку.
октябрь Домик
Учить строить большой дом для лесника
Разные домики
Учить строить домики разной величины и
длины
Кафе
Учить создавать сложную постройку, работать
вместе, не мешая друг другу
Конструирование Закреплять навыки, полученные в средней
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
ноябрь
Плывут корабли Рассказать о водном транспорте. Учить строить
корабли. Развивать творчество, фантазию,
мелкую моторику рук.
Катер
Учить выделять в постройке её
функциональные части. Совершенствовать
умение анализировать образец, графическое
изображение постройки, выделять в ней
существенные части. Обогаш\щать речь
обобщающими понятиями : «водный, речной,
19

Пароход
Конструирование
по замыслу

декабрь

зоопарк
слон
верблюд
Конструирование
по замыслу

январь

Домашние
животные
дети
Дом фермера
Конструирование
по замыслу

февраль

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
самолёт
Конструирование
по замыслу

март

Поезд мчится

морской транспорт».
Закреплять знания водном транспорте.
Закреплять навыки конструирования.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общеее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять представления о многоообразии
животного мира. Развивать способность
анализировать, делать выводы.
Учить строить слона. Развивать творческие
навыки, терпение.
Учить строить верблюда
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки.
Называть её тему, давать общеее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку. Развивать
творчество, фантазию, навыки
конструирования
Учить строить мальчика и девочку. Учить
рассказывать о постройке
Учить находить материал для постройки
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку грузовой
машины. Учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного. Учить
строить пожарную машину и пожарную часть.
Выучить телефон пожарной части.
Закреплять знания о профессии лётчика. Учить
строить самолёт по схеме.
Закреплять полученные навыки. Учить заранее
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными способами по
схемам и поезд по образцу.
20

беседка

апрель

май

Закреплять представления о назначении и
строении беседок, об их частях. Учить строить
беседку.
пастбище
Уточнять и закреплять знания о домашних
животных, их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность.
Учить строить загоны для домашних животных
разными способами.
Конструирование Учить строить загоны для домашних животных
по замыслу
разными способами. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Ракета,
Рассказать о первом космонавте нашей страны.
космонавты
Учить строить ракету по схеме.
Светофор,
Закреплять знания о светофоре.
регулировщик
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
робот
Показать игрушку робот. Учить строить
робота.
Речные рыбки
Учить строить рыб. Развивать навыки
конструирования, мелкую моторику рук.
аквариум
Познакомить с обитателями аквариума. Учить
строить аквариум.
лабиринт
Познакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
наблюдательность, мышление, мелкую
моторику рук.
попугай
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием. Развивать внимание,
мелкую моторику рук.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.

21

2.4.

Подготовительная группа, 6-7 лет.
Планируемые резельтаты:

Задачи:
 Закреплять навыки, полученные в старшей группе
 Обучать конструированию по графической модели
 Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение
будущей постройки, строительного материала и возможности
конструкции в пространстве.
 Учить работать в группе(внимательно относиться друг к джругу,
договариваться о совместной работе, распределять обязанности,
планировать общую работу, действовать согласно договору. Плану,
конструировать в соответствии с общим решением).
Примерное распределение занятий на год:
 Конструирование по образцу
и преобразование образца по
условиям (52)
 Конструирование по условиям (10)
 Конструирование по замыслу (10)
 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут по подгруппам (по
8-10 детей)
На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые в
старшей группе. С этой целью весь сентябрь следует проводить близкие по
тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте.
Тематическое планирование подготовительная группа 6-7 лет
Месяц
тема
цели
сентябрь Конструирование Закреплять полученные навыки в старшей
по замыслу
группе. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть её тему, давать
общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Красивый мост
Закреплять навыки, полученные в старшей
группе. Учить строить мост по карточке.
Мы в лесу
Развивать творческое воображение. Учить
построим
подражать звукам и движениям персонажей.
теремок
Учить строить теремок.
Избушка
Закреплять умение строить по карточке. Учить
строить сказочную избушку Бабы Яги.
октябрь Грузовая машина Учить строить по схеме. Находить в схемах
сходство и различия. Учить рассказывать о
проделанной работе.
Корабль
Закреплять навыки конструирования. Учить
22

ноябрь

декабрь

январь

февраль

сочетать в постройке детали по форме и цвету.
Устанавливать пространственное
расположение построек.
Аэропорт
Учить строить разные самолёты по схемам.
Развивать глазомер, навыки конструирования.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему. Давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Многоэтажные
Развивать творческую инициативу и
дома
самостоятельность. Формировать обобщённые
представления о домах.
Магазины
Закреплять названия магазинов, их виды.
Детский сад
Учить строить детский сад. Развивать память.
Внимание.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Животные на
Уточнять и закреплять знания о домашних
ферме
животных, об их назначении и пользе для
человека. Воспитывать любознательность,
навыки конструирования.
Овечка
Вызвать положительные эмоции от
стихотворений о животных В.Степанова :
«Кошка», «Петух», «Овечка». Закреплять
знания о домашних животных. Учить строить
животных.
Дом фермера
Закреплять навыки строить по схемам. Учить
строить двухэтажный дом фермера.
Конструирование Закреплять навыки, полученные на прошлых
по замыслу
занятиях. Учить строить по замыслу. Развивать
творчество, навыки конструирования.
Качели
Учить строить сложную постройку.
Карусели
Продолжать строить сложную постройку.
Беседка для
Учить строить беседку, которая находится на
ребят
участке детского сада по памяти. Развивать
память, навыки конструирования.
Горка
Учить определять особенности формы деталей
конструктора, размера и расположения.
Городской
Закреплять знания о городском транспорте.
транспорт
Развивать наблюдательность, внимание,
23

память. Учить строить автобус.
Закреплять знания о светофоре.
Познакомить с дорожными знаками. Учить
строить дорожные знаки на плате.

март

апрель

май

Светофор
Знакомство с
дорожными
знаками
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Играем в зоопарк Закреплять знания о работниках зоопарка, его
обитателях.
Слон
Учить строить слона с большим хоботом
Верблюд
Продолжать знакомить с обитателями
зоопарка. Учить строить одно и двугорбых
верблюдов
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Ракета,
Закреплять знания о первом космонавте
космонавты
Ю.Гагарине. Учить строить ракеты.
Космический
Рассказать о космическом корабле. Учить
корабль
строить космический корабль.
Луноход
Рассказать о луноходе. Учить строить луноход
из деталей конструктора.
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.
Паровоз везёт
Познакомить с приёмами сцепления
товары
кирпичиков с колёсами, друг с другом,
основными составными частями поезда.
Развивать фантазию, воображение.
Станция
Продолжать знакомить с железной дорогой.
Учить строить станцию для паровозиков.
Дома на нашей
Закреплять умение строить домики
улице
Конструирование Закреплять полученные навыки. Учить заранее
по замыслу
обдумывать содержание будущей постройки,
называть её тему, давать общее описание.
Развивать инициативу и самостоятельность.

24

3. Организационный раздел.
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие
условия:
Развивающая предметно-пространственная среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Эдукейшн».
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки
и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- телевизор;
- документ камера;
- ноутбук;
- демонстрационная магнитная доска.

25

Список литературы.
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка
Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы
Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в
детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.114с.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».