Изо-студия

Стуктура программы
№
п/п
1.
1.1.
1.1.1
1.1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.

Наименование разделов

стр.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи Программы
Принципы и подходы к реализации Программы.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Содержательный раздел
Художественно - эстетическое развитие детей дошкольного
возраста
Содержание психолого-педагогической работы по реализации
Программы
Интеграция изобразительной деятельности с образовательными
областями
Перспективное планирование взаимодействия с родителями

3
3
5
6
9
10
10

Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программы
Организационный раздел
Организация образовательной деятельности
Календарно – тематический план работы по реализации рабочей
программы

13

Приложение

34

2

11
12
13

14
14
14

1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в
содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей.
Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство.
Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний,
умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству. Рабочая
программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Конституция РФ;
 Конвенция о правах ребенка;
 Закон РФ «Об образовании» от 29.12.12 г. № 273-ФЗ;
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. №58;
 Устав МАДОУ - детский сад № 43;
 Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования от 17.10.2013, приказ №1155;
 Основная общеобразовательная программа МАДОУ № 43.
Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего
обучения, психологических особенностей дошкольников
настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования
относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период
всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы
всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность,
направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного
искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная
черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность
заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации;
неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы
можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое
3

непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к
действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой
он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не
разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к
творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны
помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут
ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития
знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной
практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка
совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный
вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в
пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами
деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие
(эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также,
позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию,
отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение,
страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного
мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для
детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями.
Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть
нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от
реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и
техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и
средств, чтобы выразить свои фантазии.
4

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами - практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изо - деятельности в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой
активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна
и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,
так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
желаний и самовыражению в целом.
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель
Программы
развивать
коммуникативные, интеллектуальные
и художественные способности детей дошкольного возраста в процессе рисования,
формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих
способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.
Настоящая Программа способствует решению следующих задач:
1. Осуществлять эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительного
искусства.
2. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
3. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в
изложении собственных замыслов.
4. Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми
овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Создавать возможности для удовлетворения каждым ребенком своей склонности
к излюбленному виду изобразительной деятельности, выявлять и развивать
художественные способности детей.
6. Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с
использованием различных изобразительных материалов.
7. Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания
цветов.
8. Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя
выразительными деталями.
9. Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

5

10.Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность
и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию
содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
11. Обучать детей нетрадиционным техникам рисования.
12. Знакомить детей с народным обычаями и традициям через декоративно
прикладное творчество (филимоновская игрушка, дымковская игрушка, уралосибирская роспись, гжель, хохлома).
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования,
обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его
индивидуальные особенности, что соответствует научной «Концепции дошкольного
воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании
самоценности дошкольного периода детства. Программа построена на позициях
гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее
развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также
способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая
регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы учитывались лучшие традиции отечественного
дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по
охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание,
амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов
детской творческой деятельности. Особая роль в Программе уделяется игровой
деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец,
Д. Б. Эльконин и др.)
Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе —
развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что
правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и
психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг
от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей
формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший
результат успешности воспитания и образования детей. В Программе комплексно
представлены все основные содержательные линии воспитания и образования
ребенка от рождения до школы.
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого
принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,
восполняет недостатки духовно - нравственного и эмоционального воспитания.
6

Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным
компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная
ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры
(классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность
развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства
(Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская).
• основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является игра;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Нацеленность на дальнейшее образование. Программа нацелена на развитие в
детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной
мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте; понимание того, что всем
людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию
как к одной из ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных
задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о
сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных
представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том
числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка. Программа
направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что
достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей (проявление
уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям,
поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.).
Приемы и методы:
 Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
 Практические – упражнения, игр методы.
 Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово.
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение,
педагогическая оценка.
 Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца.
Показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
7

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа
способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения,
фантазии. Дети не ограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли,
чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть
образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего
мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается
в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного
изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий
процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества,
самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на
котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования
рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение,
вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей
действовать с различными материалами: камнями, восковыми мелками, свечами и
др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы,
делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных
высказываний.
Основные правила:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой рисования – ребенок.
4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка.
5. Педагог создает схематические изображения.
6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством
изобразительных действий.
Вся деятельность строится по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи.
2. Обеспечение главных условий общения.
3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы.
4. Использование различных коммуникативных средств.
Структура:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации.
8

2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и
обсуждением создания сюжета рисунка (не более 10 минут).
3. Динамическая пауза с элементами пальчиковой гимнастики, психогимнастики.
4. Рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации.
5. Словесные игры, игры – драматизации.
1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в
виде целевых ориентиров.
К концу обучения дети достигают определенного уровня художественного
развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и
узнают знакомые картины, иллюстрации, замечают изобразительно-выразительные
средства (цвет, ритм, форму, композицию), с помощью этих средств создают образ в
рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий,
силуэта, цветового сочетания. У детей формируются творческие способности,
необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Формы
работы:
беседы,
занятия,
фронтальные,
индивидуальные,
подгрупповые, комплексные, коллективные работы.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских
работ.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Художественно-эстетическое развитие
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое
развитие предполагает:
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы;
 становление эстетического отношения к окружающему миру;
 формирование элементарных представлений о видах искусства;
 восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
 стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно - модельной, музыкальной и др.)
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
9

1)

опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей
действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и
художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе
художественно- эстетической деятельности.
Художественно - эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у
ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или
произведения изобразительного искусства. В связи с этим, особое внимание следует
обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс
осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения
искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их
собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных
задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через
сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ
художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими
возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни,
стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
2.3. Содержание психолого-педагогической работы по реализации Программы.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально
откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства,
художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы
различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная
деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно
широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться
по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и
навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности:
дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её
исполнения.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Постепенно дети приобретают способность
действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок
этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках
(например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно10

красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений
музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор
того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая
его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на
те произведения искусства, в которых переданным понятные им чувства и
отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со
злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие
проявления становятся более осознанными и направленными, образ, средства
выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми. В
продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел
ведёт за собой изображение).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь
от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны
изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся
похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей.
Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети
способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям,
собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала,
дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги
в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных
произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в
данной образовательной области является овладение композицией.
2.3. Интеграция изобразительной деятельности с образовательными областями.
Интеграция образовательных областей способствует целостному развитию
личности ребенка: наряду с обучением различным видам изобразительной
деятельности, предусмотрена работа педагога по формированию нравственной
сферы воспитанника, развитию способностей творческих, художественных,
интеллектуальных, физических, познавательных процессов, воспитанию качеств,
которые, в свою очередь, обеспечивают успешность овладения дошкольниками
основ изобразительного искусства.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
 «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения с
взрослыми и детьми об искусстве; развитие игровой деятельности; практическое
овладение воспитанниками нормами речи; формирование первичных
представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в
части культуры и изобразительного искусства.
11

 «Познавательное развитие»: Для занятий по изо - деятельности подбираются
сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания,
расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают
о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
 «Речевое развитие»: в совместной деятельности используется прием
комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого
рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом
обсуждают свою работу. Использование художественного слова: потешек,
загадок. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много
новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие
коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
 «Физическое развитие»: Использование физминуток, пальчиковой гимнастики,
работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
 «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных
видов деятельности для обогащения содержания области изобразительного
искусства.
2.4. Перспективное планирование взаимодействия с родителями.
Для сотрудничества с семьёй выбраны следующие формы работы:
 Оформление наглядной агитации для родителей
 Проведение бесед
 Консультаций
 Совместное проведение мероприятий
 Совместное творчество родителей и детей
 Мастер – класс для родителей
Цель: Познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества.
Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной
деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и
укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
2.5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.
Формы проведения итогов реализации программы:
 Тематические выставки в ДОУ.
 Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
 Оформление эстетической развивающей среды в кабинете.
Показатели прохождения программы:
 Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
 Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
 Учатся рисовать различными материалами.
12

Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
 Развивать навыки по составлению сюжетов.
 Дети учатся цветоведенью.
 Экспериментируют.
 Развивается связная речь.
 Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно
оценивать свою работу.
Преемственность:
 сформировать умения и навыки;
 развивать личностные качества.


3.Организационный раздел.
3.1. Организация образовательной деятельности.
Расписание занятий на 2019- 2020 уч. год.
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель, май: по 2 занятия в
неделю; январь – 6 занятий. Итого занятий – 72
Длительность одного занятия – 20 мин. (4 – 5 лет);
Длительность одного занятия – 25 мин. (5 – 6 лет);
Длительность одного занятия – 30 мин. (6 – 7 лет).
Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме
кружковой работы
Формы подведения итогов:
 проведение выставок детских работ;
 проведение открытых мероприятий;
 проведение мастер-класса среди педагогов.
3.2. Перспективное тематическое планирование занятий.
Первый год обучения
(дети 4 – 5 лет).
Месяц
сентябрь

Название занятия
Задачи занятия
«Мой весёлый, звонкий Рисование
круглых
двуцветных
мяч»
предметов:
создание
контурных
рисунков, замыкание линии в кольцо и
раскрашивание,
повторяющее
очертания нарисованной фигуры.
«Веселые картинки»
Определение замысла в соответствии с
назначением рисунка (картинка для
шкафчика).
Самостоятельное
13

творчество - рисование предметных
картинок и оформление рамочками
«Разноцветные шарики» Рисование
овальных
предметов:
создание
контурных
рисунков,
замыкание линии в кольцо и
раскрашивание,
повторяющее
очертания
нарисованной
фигуры.
Дополнение
изображения
карандашными рисунками (ниточки на
шариках).
«Яблоко с листочком и Рисование предметов, состоящих из 2-3
червячком»
частей разной формы. Отработка
техники
рисования
гуашевыми
красками. Развитие чувства цвета и
формы.

октябрь

Создание ритмической композиции.
«Ягодка за ягодкой (на Сочетание изобразительных техник:
кустиках)»
рисование
веточек
цветными
карандашами и ягодок -ватными
палочками.
«Ежик»
Рисование простых сюжетов по
замыслу. Выявление уровня развития
графических
умений
и
композиционных способностей.
«Цветочная клумба»
Рисование цветов разной формы,
подбор красивого цветосочетания.
Освоение приёма оформления цветка
(красивое расположение, украшение
декоративными элементами).
«Весёлый поезд»
Рассматривание вида из окна.
Создание коллективной композиции из
паровозика и вагончиков.
«Падают,
падают Рисование осенних листьев приёмом
листья»
«примакивания» тёплыми цветами
(красным, жёлтым, оранжевым
«Гриб боровик»
Рисование гриба красками. Передача
отличительных
особенностей.
Придание выразительности работе
аппликацией (травка).
«Грибы на пенёчке»
Создание коллективной композиции из
2 занятия
грибов. Рисование грибов из 3-х частей
14

ноябрь

(ножка, шляпка, травка).
«Выросла репка
Создание
сказочной
композиции,
большая-пребольшая» рисование репки и домика .
«Мышка-норушка»
Рисование
овальной
формы,
дорисовывание
необходимых
элементов, создание сказочного образа.
«Храбрый петушок»
Обрисовывание ладони. Создание
сказочного образа. Рисование петушка
гуашевыми
красками.
Совершенствование техники владения
кистью: свободно и уверенно вести
кисть по ворсу, повторяя общие
очертания силуэта.
«Осенний лес»
Знакомство детей с техникой эстампа.
«Кисть рябины красной» Создание
красивых
осенних
композиций с передачей настроения.
Свободное сочетание художественных
материалов, инструментов и техник.
(Ватные палочки или пальцы).
«Светлячок
Знакомство с явлением контраста.
(по мотивам
Рисование
светлячка
(по
стихотворения
представлению) на бумаге чёрного или
Г. Лагздынь)»
тёмно-синего
цвета.
Развитие
воображения
«Сороконожка в
Рисование
сложных
по
форме
магазине»
изображений на основе волнистых
линий. Согласование пропорций фона
(листа бумаги) и задуманного образа.
«Полосатые полотенца Рисование узоров из прямых и
для лесных
волнистых
линий
на
длинном
зверушек»
прямоугольнике. Развитие чувства
ритма (чередование в узоре 2-3 цветов
или разных линий)
«Зайка серенький стал Трансформация выразительного образа
беленьким»
зайчика: замена летней шубки на
зимнюю - раскрашивание бумажного
силуэта серого цвета, белой гуашевой
краской.
«Дары осени» (Тыква) Познакомить
детей
с
понятием
натюрморт, рассмотреть
наглядный
материал,
выделить
основные формы овощей и их цвета.
«Лист кленовый»
Создание образа листа на основе
15

«Поздняя осень»

декабрь

«Вьюга-завирюха»

«Серпантин»

«Праздничная ёлочка»

обведенной руки. Передача красок
теплых оттенков.
Знакомство
детей
с
техникой
кляксографией.
Создание
образа
дерева, посредством выдувания чернил
из кляксы с помощью трубочки.
Рисование хаотичных узоров в технике
по-мокрому. Раскрепощение рисующей
руки: свободное проведение кривых
линий.
Развитие
чувства
цвета
(восприятие
и
создание
разных
оттенков
синего).
Выделение
и
обозначение голубого опенка.
Свободное проведение линий разного
цвета (красного, синего, жёлтого,
зелёного) и различной конфигурации
(волнистых, спиралевидных, с петлями
и их сочетание). Самостоятельный
выбор листа бумаги для фона (формат,
размер, величина). Раскрепощение
рисующей руки. Развитие чувства цвета
и формы.
Рисование и украшение пушистой
нарядной ёлочки. Освоение формы и
цвета
как
средств
образной
выразительности.
Понимание
взаимосвязи формы, величины и
пропорций изображаемого предмета.

Рисование шестилучевых снежинок из
«Волшебные снежинки» трёх линий с учётом исходной формы
(круг, шестигранник), дорисовывание
узоров фломастерами или красками (по
выбору детей).
«Котятки и перчатки» Изображение
и
оформление
«перчаток»(или «рукавичек») по своим
ладошкам
правой
и
левой.
Формирование графических умений 16

«Забавные животные»

«Пингвины»

«Портрет Снегурочки»

Январь

«Заснеженное дерево»

«Дедушка Мороз».

«Снеговик-великан»

«Снегирь»

обведение кисти руки с удерживанием
карандаша на одном расстоянии без
отрыва от бумаги.
Познакомить детей с творчеством
Е.И.Чарушина;
учить
рисовать
животных, составляя изображение из
простых форм (овал, круг, линия и т.д.).
Развивать
наблюдательность,
эстетическое восприятие окружающего
мира и желание его изображать
Провести
беседу
о
пингвинах,
рассмотреть картинки с их
изображением,
выявить
геометрическую форму тела пингвина.
Познакомить детей с понятием портрет,
предложить деткам нарисовать портрет
Снегурочки. Напомнить, что на лице
есть глазки, носик и ротик и т. д.,
показать
последовательность
выполнения
работы. Волосы выполнить с помощью
аппликации из заранее приготовленных
снежинок.
Учить
детей
рисовать
деревья.
Изменять ширину ствола меняя нажим
на
кисть.
Вспомнить
способ
примакивания для изображения снега.
Рассмотреть картинки с изображением
деда Мороза,
провести беседу, показать, как можно
сделать
дедушку
из
бумажных
тарелочек. (Аппликация)
Создание образа снеговика, сказочной
обстановки. Развитие чувства формы и
ритма, глазомера и мелкой моторики.
Провести беседу о зимующих птицах,
показать картинки
с изображением снегиря, показать
последовательность
выполнения
работы, рисунок на основе овала.
17

«Заячья избушка»

«Избушка ледяная»

Февраль

«Зимние забавы»

«Клякса»

«Филимоновские
игрушки»
3 занятия (лошадка,
козочка, петушок)

Выявить знания о сказке с помощью
беседы, предложить
нарисовать зайчику красивый домик.
Рассмотреть картинку с изображением
домика, выделить
основные части и геометрические
формы домика. Учить рисовать
параллельные линии, бревна домика.
Выявить знания о сказке с помощью
беседы, предложить
нарисовать лисичке красивый, ледяной
домик. Восковые мелки и акварель.
Рисование нарядных снеговиков в
шапочках и шарфиках. Освоение
приёмов декоративного оформления
одежды. Развитие глазомера, чувство
цвета, формы.
Познакомить
с таким способом
изображения,
как
кляксография;
показать
её
выразительные
возможности; развивать воображение,
фантазию, интерес к творческой
деятельности.
Продолжение
знакомства
с
филимоновской
игрушкой.
Оформление
силуэтов
фигурок
освоенными
декоративными
элементами.
Проведение
тонких
прямых линий кисточкой, нанесение
цветных пятен приёмом
«примакивание». Воспитание интереса
к народному декоративно-прикладному
искусству. Развитие «зрительской»
культуры и художественного вкуса.

«печать от руки», «пальчиковая
«Жили у бабуси два живопись» Продолжать использовать
веселых гуся»
ладонь как изобразительное средство.
Стимулировать
желание
детей
18

дополнять изображение деталями.
Развивать воображение.

«Мойдодыр»

Март

Создание
весёлых
композиций:
рисование готовых фигурок на цветной
фон, рисование на них «грязных»
пятен, дорисовка «ёмкостей» для
купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)

Выполнение аппликации на основе
бумажной
тарелочки.
Расширять
«Подарок для папы» представление детей о морском
«Корабли на море»
транспорте.
Учить
задумывать
композицию. Развивать творческое
воображение, эстетические чувства.
«Цветок для мамочки» Подготовка картин в подарок мамам на
праздник. Освоение техники рисования
тюльпанов в вазе пластиковыми
вилками.
Самостоятельный
выбор
цвета красок, размера кисточек и
формата бумаги.
«Сосульки»

«Весёлые

Создание изображений в форме
вытянутого треугольника. Сочетание
изобразительных техник: обрывная
аппликация, рисование красками и
карандашами. Воспитание интереса к
рисованию
Знакомство с матрёшкой как видом
матрёшки» народной
игрушки.
Рисование
матрёшки с натуры с передачей формы,
пропорций и элементов оформления
«одежды» (цветы и листья на юбке,
фартуке, сорочке, платке). Воспитание
интереса к народной культуре.

Развитие чувства формы и ритма
Самостоятельный выбор материалов и
«Солнышко, солнышко, средств
художественной
раскидай колечки!»
выразительности для создания образа
фольклорного солнышка
19

«Красивые салфетки»
2 занятия

«Укрась вазу»

«Подснежник»
Апрель

«Ручеёк и кораблик»

«Почки и листочки»

«Божья коровка»

«Флажки»

Рисование узоров на салфетках круглой
и квадратной формы. Гармоничное
сочетание элементов декора по цвету и
форме (точки, круги, пятна, линии
прямые и волнистые). Понимание
зависимости орнамента от формы
салфетки.
рассмотреть разные вазы, предложить
детям самим
украсить вазы, показать различные
варианты украшения ваз. (ватные
палочки, штампы)
Провести беседу о подснежниках,
рассмотреть картинки с
изображением этих цветов, показать
последовательность
выполнение
работы
Составление композиции из нескольких
элементов разной формы (ручеёк и
кораблики). Развитие чувства формы и
композиции.

Освоение
изобразительновыразительных средств для передачи
трансформации
образа: рисование
ветки с почками и листочками.

Рисование
выразительного,
эмоционального
образа
жука
«солнышко» (божьей коровки), на
основе зелёного листика, вырезанного
воспитателем. Развитие чувства цвета и
формы.
Рисование флажков разной формы
(прямоугольных,
пятиугольных,
полукруглых). Развитие чувства формы
и цвета.
20

Изображение рыбок из отдельных
элементов
(кругов,
овалов,
«Рыбки играют, рыбки треугольников).
Развитие
сверкают»
комбинаторных и композиционных
умений.
«Печать от руки», «пальчиковая
живопись» Продолжать использовать
ладонь как изобразительное средство.
Стимулировать
желание
детей
дополнять изображение деталями.
Развивать воображение.

«Осьминожки»

Учить составлять композицию с
фигурами лошадей, варьируя их
положение на листе.

«Кони на лугу»

«Я
люблю
лошадку»
Май

«Цыплята
одуванчики»

Учить рисовать коня, на основе
свою геометрических
фигур
соблюдая
основные
пропорции;
дополнять
рисунок необходимыми элементами.
и Создание монохромной композиции на
цветном фоне. Рисование цыплят и
одуванчиков
нетрадиционными
способами
(пальчиками,
ватными
палочками,
тряпочкой).
Создание
условий для экспериментирования с
художественными
материалами.
Воспитание интереса к природе и
отражению
представлений
(впетчатлений)
в
доступной
изобразительной деятельности.

«Мой любимый пес»

беседа о домашних животных, показать
картинки с
изображением
собак,
выделить
основные части животного, показать
последовательность работы на основе
обведенной руки.

«Радуга-дуга, не давай

Самостоятельное
21

и

творческое

Месяц
Сентябрь

дождя!»

отраже­ние представлений о красивых
при­родных
явлениях
разными
изобрази­тельно-выразительными
средствами. Создание интереса к
изображению ра­дуги. Формирование
элементарных
представлений
по
цветоведению
(по­следовательность
цветовых дуг в раду­ге, гармоничные
цветосочетания на цветовой модели).
Развитие чувства цвета. Воспитание
эстетического отно­шения к природе.

«Бабочки»

рассмотреть картинки с изображением
бабочек, отметить,
какие они разные и очень красивые,
предложить деткам смастерить своих
бабочек. Знакомство с понятием
монотипия.

«Ветка сирени»

Создание выразительного
помощью ватных палочек.

«Одуванчики»

Рисование по мокрому слою.

«Воздушный змей»

Свободное рисование. Применение
любой из освоенных техник рисования.

«Здравствуй лето»

Свободное рисование по заданному
сюжету.
Применение
любой
из
освоенных техник рисования.

образа

с

Второй год обучения
(дети старшего дошкольного возраста, 5 -6 и 6 – 7 лет)
Название занятия
Задачи занятия
«Весёлое лето»

Рисование простых сюжетов с
передачей
движений,
взаимодействий и отношений между
персонажами.

«Улетает наше лето»

Создание условий для отражения в
рисунке
летних
впечатлений
(самостоятельность,
22

оригинальность,
адекватные
изобразительно-выразительные
средства).

Создание
(абстрактных)
составление
палитры.

«Летняя палитра»

«Чудесная мозаика»

«Весёлые качели»

«Деревья
парке»

в

Знакомство
с
декоративными
оформительскими
техниками
(мозаикой)
для
создания
многоцветной
гармоничной
композиции.

Отражение
в
рисунке
своих
впечатлений о любимых забавах и
развлечениях;
самостоятельный
поиск
изобразительновыразительных средств.

нашем Рисование лиственных деревьев по
представлению
с
передачей
характерных особенностей строения
ствола и кроны.

«Кошка на окошке»

«Ветка рябины»

беспредметных
композиций;
летней
цветовой

Создание композиции из окошка с
силуэтом кошки и декоративными
занавесками разной формы.

Учить детей передавать характерные
особенности натуры: форму частей,
строение веток и листьев, их цвет и
оттенки. Закреплять умение красиво
располагать ветки на листе бумаги.
Упражнять в рисовании карандашом
и гуашью. Учить сопоставлять
рисунок с натурой, добиваться
23

большей точности в изображении.
Октябрь

«Осенний натюрморт»

Рисование овощей по их описанию в
загадках
и
шуточном
стихотворении;
развитие
воображения.

«Осенние листочки»

Рисование осенних листьев с
натуры, передавая их форму
карандашом
и
колорит
акварельными красками.

«Игрушка дымковская» Знакомство с дымковской игрушкой
как видом народного декоративнопетушок
прикладного искусства.

«Нарядные лошадки»

«Барыня-сударыня»

«Лес,
точно
расписной..»

«Деревья
озеро»

Декоративное оформление силуэта
лошадок по мотивам дымковской
игрушки
(кругами,
пятнами,
точками, прямыми линиями и
штрихами).
Декоративное оформление силуэта
барыни по мотивам дымковской
игрушки
(кругами,
пятнами,
точками, прямыми линиями и
штрихами). Вырезание.

терем Самостоятельный

смотрят

поиск
оригинальных способов создания
кроны дерева (обрывная и накладная
аппликация,
раздвижение,
прорезной декор) и составление
многоярусной композиции

Ознакомление детей с новой
техникой
рисования
двойных
в
(зеркально
симметричных)
изображений
акварельными
красками (монотипия, отпечатки.)
Закрепить
24

знания

о

жанре

«Осенние дары»

Ноябрь

живописи- натюрморте. Учить детей
рассматривать натуру, сравнивая
длину,
ширину,
цвет,
форму
предметов.
Учить
делать
подготовительный набросок, т.е.
строить рисунок, намечая основные
контурные
очертания
простым
карандашом; затем закрашивать
акварельными красками.

«Золотая хохлома»
2
занятия
тарелка)

«Белая берёзка»

«Осенний

Знакомство детей с «золотой
хохломой», рисование узоров из
(ложка,
растительных элементов (травка,
Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам
хохломской росписи.
Рисование осенней берёзки по
мотивам
лирического
стихотворения;
гармоничное
сочетание разных изобразительных
техник
букет» Создание натюрморта в технике
эстампа.

«Чудесные превращения
Свободное экспериментирование с
кляксы»
разными
материалами
и
инструментами: опредмечивание «оживление» необычных форм.
«Такие разные зонтики» Рисование узоров на полукруге;
осмысление
связи
между
орнаментом и формой украшаемого
изделия (узор на зонте и парашюте).

«Осенняя ветка»

Рисование ватными палочками.

в
рисунке
своих
«По горам, по долам…» Отражение
представ­лений
о
природных
ландшафтах (сюжет на фоне горного
25

пейзажа).
Декабрь

«Белая берёза под моим Изображение зимней (серебряной)
окном…»
берёзки по мотивам лирического
стихотворения;
гармоничное
сочетание разных изобразительных
техник.
«Волшебные
снежинки»

Построение кругового узора из
центра, симметрично располагая
элементы на лучевых осях или по
концентрическим кругам.

«Еловые веточки»

Рисование еловой ветки с натуры;
создание коллективной композиции
«рождественский венок»

«Кошка с котятами»

Учить детей рисовать пушистый мех
животного с помощью жёсткой
кисти.
Учить
составлять
композицию, учитывая передний и
задний
план.
Развивать
наблюдательность,
самостоятельность,
творческую
активность

«Морозные узоры»

Рисование морозных узоров в
стилис­тике
кружевоплетения
(точка, круг, завиток, листок,
лепесток, трилистник, волнистая
линия, прямая линия с узелками,
сетка, цветок, петля и пр.).

«Дремлет лес под сказку Создание образа зимнего леса по
сна»
замыслу, самостоятельный выбор
оригинальных способов рисования
заснеженных
крон
деревьев.
Совершенствование
техники
26

рисования концом кисти (рука на
весу).
«Гжельская сказка»
2 занятия.

Январь

«Весёлый клоун»

«В
ночь»

Закреплять знания детей о холодной
гамме оттенков гжельской росписи;
учить получать разные оттенки.
Учить
создавать
декоративную
композицию,
используя только
белый и синий цвета. Продолжать
знакомить с приёмами рисования
элементов росписи.
Рисование выразительной фигуры
человека в контрастном костюме -в
движении и с передачей мимики
(улыбка, смех).

рождественскую Познакомить детей с историей
праздника
Рождества,
его
особенностями. Учить создавать
композицию со свечой и ёлочной
веткой.
Воспитывать
чувство
уважения к русской культуре, её
истокам.

«Баба Яга и Леший»

Рисование сказочных сюжетов по
замыслу: самостоятельный отбор
содержания
рисунка
(эпизода
сказки) и способов передачи
действий
и
взаимоотношений
героев.

Развитие композиционных умений
«Весело качусь я под (рисование по всему листу бумаги с
гору в сугроб» (2 передачей пропорциональных и
занятия)
пространственных отношений).
«Барыня-сударыня»
Февраль

Знакомство с дымковской росписью
и ее элементами.

«Нарядный индюк (по Прорисовывание силуэта игрушки и
мотивам
дымковской его роспись по мотивам дымковской
27

игрушки)» (2 занятия)

«Сказочная птица»

(вятской) игрушки. Освоение узора
в зависимости от формы

Развивать эстетическое восприятие,
чувство
цвета,
творческие
способности.
Закреплять знания детей о тёплых
цветах и их оттенках; умение
смешивать
гуашевые
краски,
рисовать кистью. Учить создавать в
рисунке образ сказочной птицы,
рисуя необычные элементы на
хохолке,
хвосте,
оперении
с
помощью узоров, оттенков цвета.
Развивать чувство цвета и ритма в
узоре, творческую активность.

«Волшебные цветы»

«Белый
медведь
северное сияние»

«Я и папа»

Рисование фантазийных цветов по
мотивам экзотических растений;
освоение приёмов видоизменения и
декорирования
лепестков
и
венчиков.

способов
изображения
и Поиск
северных
животных
по
представлению или с опорой на
иллюстрацию. Рисование северного
сияния по представлению: подбор
гармоничного цветосочетания.

Рисование парного портрета в
профиль, отражение особенностей
внешнего
вида,
характера
и
настроения конкретных людей (себя
и папы).

28

«Папин портрет»
(2 занятия)

Март

«Милой
портрет»
(2 заятия)

Рисование мужского портрета с
передачей
характерных
особенностей
внешнего
вида,
характера и настроения конкретного
человека (папы, дедушки, брата,
дяди

мамочки Рисование женского портрета с
передачей
характерных
особенностей
внешнего
вида,
характера и настроения конкретного
человека.

«Солнышко нарядись»

«Солнечный цвет»

«Букет цветов»

«Весеннее небо»

«Золотой петушок»

Рисование солнышка по мотивам
декоративно-прикладного искусства
и
книжной
графики
(по
иллюстрациям
к
народным
потешкам и песенкам).

Экспериментальное
освоение
цвета;
цветовой палитры
оттенков.

(опытное)
расширение
«солнечных»

Рисование с натуры; возможно
точная передача формы и колорита
весенних цветов в букете. Развитие
способности к передаче композиции
с определённой точки зрения.
Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому».

Рисование сказочного петушка по
мотивам
литературного
29

произведения.
Развитие
воображения, чувства цвета, формы
и композиции.
«Чудо
писанки»
Ознакомление детей с искусством
(беседа о декоративноминиатюры на яйце (славянскими
прикладном искусстве)
писанками). Воспитание интереса к
народному
декоративноприкладному искусству.
Апрель

«Космос»

«Солнечная система»

Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому. Техника
набрызга.
Свободное экспериментирование с
акварельными красками и разными
художественными
материалами:
рисование неба способом цветовой
растяжки «по мокрому. Техника
набрызга.

«Заря алая разливается» Рисование восхода солнца (зари
алой)
акварельными
красками.
Совершенствование
техники
рисования «по мокрому».
«День и ночь»

Ознакомление с явлением контраста
в искусстве, пояснение специфики и
освоение средств художественнообразной выразительности.
.

Самостоятельный
выбор
материалов
и
«Морские
коньки художественных
средств образной выразительности
играют в прятки»
для раскрытия предложенной темы.

«Наш аквариум»

Составление гармоничных образов
30

рыбок из отдельных элементов
(кругов, овалов, треугольников).

«Морская черепашка»

После дождя.

Самостоятельный
выбор
художественных
материалов
и
средств образной выразительности
для раскрытия предложенной темы.
Расспросить детей о том, что бывает
после дождя,
выявить знания детей о цветах
радуги,
показать
способ
изображения
«мокрым по мокрому».

Май

«Зелёный май»

«Волшебная
(2 затятия)

Экспериментальное
(опытное)
освоение
цвета;
развитие
творческого воображения, чувства
цвета и композиции; расширение
«весенней» палитры. Воспитание
художественного
интереса
к
природе,
отображению
представлений и впетчатлений от
общения с ней в изодеятельности.
нить» Познакомить детей с техникой
рисования
нитью.
Развивать
воображение.
.

«Рисуем музыку»

Продолжать развивать творческую
активность и воображение детей.
Учить ассоциировать музыку со
своим настроением, называть своё
душевное состояние и выражать его
на бумаге при помощи цветовых
пятен, линий, образов. Закреплять
31

умение детей смешивать цвета.

«Букет ромашек»

Закрепить
знания
о
жанре
живописи- натюрморте. Учить детей
рассматривать натуру, сравнивая
длину,
ширину,
цвет,
форму
предметов.
Учить
делать
подготовительный набросок, т.е.
строить рисунок, намечая основные
контурные
очертания
простым
карандашом; затем закрашивать
акварельными красками.

«Лягушонок и водяная Составление сюжетных композиций,
лилия»
самостоятельный
выбор
художественных
материалов,
изобразительно-выразительных
средств и технических способов.
Создание интереса к познанию
природы и отражению полученных
представлений в художественных
образах.
«Мой любимый детский Закреплять умение детей рисовать
гуашью, смешивать краски для
сад»
получения нужного оттенка. Учить
представлять
настроение своей
картины и передавать его в цвете.
Развивать творческую активность и
самостоятельность.
«Девочка лето»

Рисование женского портрета с
передачей
характерных
особенностей
внешнего
вида,
характера и настроения конкретного
человека. Передача образа лета в
портрете.

32

Приложение 1.
Список литературы.
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – Москва: Лист, 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, Академия К˚, 1998. –
256с.
3. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны, 2007. – 80с
4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – Москва: ТЦ Сфера, 2000. – 80с.
5. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников:
методическое
пособие
для
воспитателей
дошкольных
образовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2006. – 192с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство Пресс, 2004 – 128с.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – Москва:
ТЦ Сфера, 2004 – 128с.
8. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. -Москва: издательство Мозаика
- Синтез, 2007г.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. –Москва: ООО
Попурри, 2005. – 256с.
10.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – Москва: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство АСТ; Издательство
Астрель, 2005. – 63с.
12.Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Москва: ООО Попурри, 2005.
– 144с.
33

13.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред.
Грибовской А.А.– Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
14.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва: Карапуз –
Дидактика, 2006. – 108с.
15.Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – Москва: ТЦ
Сфера, 2010. – 128с.
16.Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - /Пособие
для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
17.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества
детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
18.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми
3- 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – Москва: Издательство ГНОМ и Д,
2001. – 64с.
19.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».