Логопедия

Содержание
1
1.1.
1.2.
1.2.1.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели программы
Задачи программы
Принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
Планируемые результаты освоения Программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание психолого-педагогической работы
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
Содержание коррекционной работы
Взаимодействие с семьями воспитанников
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение

2

3
3
4
4
5
6
9
9
10
12
16
18
18
19
19

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«ЛогопедиЯ» (далее-Программа) составлена для детей 3-7 лет и имеет
социально-педагогическую направленность.
Срок реализации программы: 4 года.
Дополнительное образование детей в дошкольной образовательной
организации рассматривается как вариативное образование, которое призвано
наиболее полно обеспечивать права ребенка на свободный личностный выбор
различных видов деятельности, определяющих индивидуальное развитие
воспитанников. В соответствии со статьей 75 «Дополнительное образование
детей и взрослых» Федерального закона «Об образовании в РФ»
дополнительное образование направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни и здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Разработка Программы основывается на следующих нормативных
документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, приказ МОиН РФ от 17 октября 2013 г.
№ 1155;
3. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций, постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13";
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН
РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;
5. Устав МАДОУ-детский сад № 43
Направленность программы:
В последние годы отмечается рост заинтересованности семей
микрорайона Академический города Екатеринбурга в дополнительном
образовании детей, в том числе и на платной основе. Растет число детей
дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные
программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в
различных конкурсных мероприятиях. Ответом на растущий спрос стала
разработка данной Программы, которая позволяет обеспечить удовлетворение
запросов родителей и интересов детей, посещающих Образовательную
организацию, в овладении детьми устной речью и развитии навыков
коммуникативного общения.
3

Данная программа доступна к применению в условиях дошкольной
образовательной организации, позволяет у детей дошкольного возраста
сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать
фонематическое восприятие, навыки звуко – слогового анализа и синтеза,
автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки, сформировать
связную монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной
системы, так как именно здесь закладываются основы личности,
определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка,
необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности –
человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя
для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки .
Ребенок
должен
получить
право
стать
субъектом
собственной
жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться
быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в
условиях школьного обучения.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в
школе, в чем и заключается главная цель данной программы.
1.2. Цель Программы: организация оптимальных условий, направленных на
компенсацию речевого недоразвития у детей, а также способствующих развитию
личности каждого ребенка, разностороннее развитие ребенка с учетом его
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения им
образовательных программ начального общего образования.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически
правильной
речью
и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка,
элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению
в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы
общего образования.
1.2.1. Задачи Программы:
- практическое овладение воспитанниками нормами речи: правильным
произношением всех звуков родного языка в соответствии с возрастными
возможностями, умение различать звуки по артикуляционным и акустическим
признакам, самостоятельное выполнение звукового анализа и синтеза слов
разной слоговой структуры;
- развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми,
как социализация ребенка: применять слова всех частей речи, использовать
фразы различной конструкции, самостоятельно рассказывать, выражать свои
мысли;
- формирование компонентов устной речи у детей с нарушениями речи
(лексической стороны – диалогической и монологической форм) в различны
4

формах и видах деятельности через включение родителей в коррекционнообразовательный процесс.
Для решения поставленных задач составлен тематический план
логопедических занятий. При планировании использованы методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного
возраста В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; альбомы дошкольника
Комаровой Л.А.; пособие «Современная система коррекционной работы в
группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи» под
редакцией Н.В. Нищевой; «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой; «Речевые
игры с детьми» В.И. Селивѐрстова.
1.3. Принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
- принцип педагогической конфиденциальности;
- принцип занимательности: учитывая несформированность познавательной
деятельности детей, этот принцип необходим для вовлечения их в
целенаправленную
деятельность,
формирования
желания
выполнять
предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата;
- принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание,
вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы
задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника;
- принцип динамичности заключается в постоянном углублении и
расширении целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, т.к.
необоснованное дублирование содержания и задач занятий – одна из причин
снижения внимания и интереса детей к обучению;
- принцип комплексности – это решение любой педагогической,
развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов:
состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности
задания, времени проведения занятия и его формы, интенсивности работы.
Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному
результату;
- принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует
адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе;
5

- принцип полезности тесно связан с предыдущим и предусматривает не
только получение положительной динамики психофизического развития, но и
практическую пользу: у детей формируются способы адаптации к реальным
условиям жизни (деятельности, поведения, общения);
Форма занятий - совместная игровая-познавательная деятельность
взрослого и детей.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
В результате целенаправленного и систематического обучения ребенок
должен овладеть выработкой правильного речевого (физиологического)
дыхания, что поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не
торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают научить
ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Пальчиковая гимнастика - набор упражнений, направленных на
развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма
человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих
способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Артикуляционная гимнастика, поможет:
-улучшить кровообращение артикуляционных органов и
их
иннервацию (нервную проводимость);
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему артикуляционных органов (языка, губ,
щек);
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Развитая
артикуляционная
моторика
–
подготовленность
артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения
родного языка.
Мимические упражнения способствую развитию подвижности лицевой
мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных
движений, выражению своих чувств и эмоций мимикой.
К четырем годам ребенок:
– проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с
окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению
понимания речи;
– понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в
повседневной речи;
– пополняет активный словарный запас с последующим включением его
в простые фразы;
– понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные
различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;
– различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
– называет действия, предметы, изображенные на картинке,
выполненные персонажами сказок или другими объектами;
– участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после
прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двухтрех слов, которые могут добавляться жестами);
– рассказывает двустишья и простые потешки;
6

– использует для передачи сообщения слова, простые предложения,
состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;
– произносит простые по артикуляции звуки;
– воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов,
состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке
– показывает по словесной инструкции и может назвать два-четыре
основных цвета и две-три формы;
– прислушивается к звучанию погремушки, колокольчика, неваляшки
или другого звучащего предмета; узнает и различает голоса детей, звуки
различных музыкальных инструментов;
– обладает развитой крупной моторикой, выражает стремление
осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
К пяти годам ребенок может научиться:
–Различать звуки речи;
–Различать короткие и длинные слова; похожие и непохожие, громкие,
тихие, звонкие слова;
–Правильно произносить все гласные и согласные звуки русского языка :
изолированно, в словах , во фразовой речи;
–Использовать в речи простые и сложные предложения;
–Произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
–Рисовать линии (прямые вертикальные, прямые горизонтальные,
округлые), выполнять штриховку.
К шести годам ребенок может научиться:
–Различать звуки речи;
–Произносить правильно все гласные и согласные звуки русского
языка: изолированно, в слогах, в словах, во фразах;
–Правильно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
–Использовать в речи сложные предложения, правильно согласовывать
слова в предложении;
–Грамотно использовать категории рода, числа, падежа;
–Использовать различные части речи;
–Составлять небольшие рассказы с использованием плана – схемы,
серии картинок, сюжетных картин;
К семи годам ребенок может научиться:
– Различать звуки речи;
–Правильно произносить все согласные звуки русского языка
(изолированно, в слогах, в словах, во фразах);
–Соотносить и различать букву и звук;
–Записывать предложение условными обозначениями (количество
прямоугольников соответствует количеству слов; заглавная буква
обозначается вертикальной линией на первом прямоугольнике; в конце
ставится знак: точка, восклицательный или вопросительный знак; предлог
обозначается коротким прямоугольником);
–Использовать в речи сложные предложения, правильно согласовывать
слова в предложении;
–Грамотно использовать категории рода, числа падежа;
–Использовать различные части речи;
7

–Составлять рассказы с использованием плана – схемы, серии картинок,
сюжетных картин;
–Правильно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
Основной формой обучения являются подгрупповые и индивидуальные
занятия, которые направлены на развитие основных речевых навыков.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной
группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые
нарушения.
Режим работы: 2 раза в неделю, во второй половине дня.
Продолжительность занятий:
1.Первый год обучения, дети 3-4 лет-15 минут.
2.Второй год обучения, дети 4-5 лет - 20 мин.
3.Третий год обучения, дети 5-6 лет – 25 мин.
4.Четвертый год обучения, дети 6-7 лет-30 мин.

8

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Содержание психолого-педагогической работы.
Развивающая речевая среда.
Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью
получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в
какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие
мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем)
предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные
материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с
воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект,
ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы,
излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных
фактах и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового,
природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей
внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными
интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным
звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в
слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова,
существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в
сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать
языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если,
если бы и т. д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
2.

9

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между
детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками,
воспитывать культуру речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные
тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании
картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную
тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении
(без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без
союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
2.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным
интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии,
при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных
компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом
типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах
речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного
отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с
выраженными
проявлениями
лексико-грамматического
и
фонетикофонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное
деление на уровни развития, при которых общим является значительное
отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас,
аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического
восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний,
звукокомплексов,
лепетных
слов.
Высказывания
сопровождаются
жестами
и
мимикой.
Характерна
многозначность
употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для
обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов
названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова,
лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне
ограничен.
Практически
отсутствует
понимание
категории
числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков
носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном
10

состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой
структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность
ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной
предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений,
союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка
уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются
грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует
согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение
падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя
пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и
глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых,
растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры
и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической
стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже
предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи.
При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений
слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании
прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные
аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает
ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены
могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в
искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится
произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять
трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом
потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное
понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется
незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка.
Отмечается недостаточная дифференциация звуков [т—т'—с—с'—ц].
Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся
в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при
понимании
его значения.
Следствием этого является искажение
звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи
и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими
ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных,
уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных
слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании
высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обусловливает
своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей
11

представляют сложные предложения с разными придаточными. Дети с общим
недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности
развития сенсомоторных, высших психических функций, психической
активности.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является
пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих
восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетикофонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования
звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими
признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
1. заменой звуков более простыми по артикуляции;
2. трудностями различения звуков;
3. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом
контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов
восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при
практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех
перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические
компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у
данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается
бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического
строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены
отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов,
в
согласовании
прилагательных
и
порядковых
числительных
с
существительными и т. п.
2.3. Содержание коррекционной работы
Коррекционно-речевая
работа
учителя-логопеда
обеспечивает
индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у
детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка.
Коррекционно-речевая работа включает следующие разделы.
Логопедическое обследование:
- стартовое (1-ая и 2-ая недели сентября);
- итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный
год (3-я и 4-ая недели мая)
Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных и подгрупповых
занятиях).
- формирование сильного длительного выдоха;
- работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом;
- работа над темпом, ритмом и интонацией.
Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях).
12

- выработка четких координированных движений органов артикуляционного
аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;
- уточнение произношения и постановка звуков в последовательности,
обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в
артикуляционной области и от степени ее выраженности не придерживаясь
традиционного порядка, рекомендующего постановку со свистящих звуков. То
есть уточнение или постановка в первую очередь тех звуков, артикуляционный
уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие звуки или звуки
[Л], [Р], артикуляционные же уклады свистящих звуков для детей с дизартрией
часто являются более сложными;
- автоматизация поставленных звуков в традиционной для логопедии
последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах,
связной речи. Вначале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец
(повторение за логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки,
схемы, символы и т. д.);
- дифференциация
поставленных звуков в случаях дефектов
звукопроизношения в виде замен или смешения звуков. Коррекция звукослоговой структуры слов (только индивидуально на материале правильно
произносимых звуков)
- работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в
конце слов (стол, мост);
- работа над двусложными и трехсложными словами без стечения согласных
(мука, домик, малина, василек);
- работа над двусложными словами со стечением согласных в начале слов
(книга, цветок), в середине слов (окно, палка, капкан), в конце слов (радость);
- работа над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов
(сметана), в середине (пылинка), в конце слов (машинист);
- работа над двух-, трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной
звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус,
водопровод, сковорода, электричество и т. д.).
Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия,
фонематических представлений, звукового анализа и синтеза).
Грамматический строй речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях
в процессе нормализации звуковой стороны речи и через выполнение заданий с
воспитателями и родителями)
- преобразование существительных в именительном падеже единственного
числа во множественное число именительного падежа (стол — столы, лев - львы);
- преобразование существительных в именительном падеже единственного
числа во множественное число родительного падежа (стол — столов, лев —
львов);
- согласование числительных с существительными по родам (один петух,
одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока);
- согласование прилагательных с существительными по родам и числам
(синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки);
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами (кукла — куколка);
13

-образование названий детенышей животных и птиц в единственном числе
(лиса — лисенок, гусь - гусенок);
- образование названий детенышей животных и птиц во множественном
числе (лиса — лисята, гусь — гусята);
- согласование глаголов с существительными единственного и
множественного числа (мальчик идет, мальчики идут);
- образование относительных прилагательных от существительных (сок из
апельсина — апельсиновый, стул из дерева — деревянный, шапка из меха —
меховая) ;
- уточнение значений простых и сложных предлогов;
- подбор синонимов (слов-братьев);
- подбор антонимов (скажи наоборот);
- образование новых слов путем сложения (снегопад, листопад, водопровод,
пылесос);
- образование притяжательных прилагательных от существительных (очки
бабушки - бабушкины, уши зайца — заячьи, хвост лисы — лисий).
Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи).
Выполнение упражнений и заданий на:
- составление предложений;
- распространение предложений;
- составление рассказов по картине, серии картин; пересказ.
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом
недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения
включает в себя следующие этапы:
I. Подготовительный – 4-12 занятий;
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков –
20-50 занятий;
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку четких координированных движений органов артикуляционного
аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются
подготовительные упражнения:
для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”; для свистящих: “Лопата”,
“Холодный воздух”, “Фокус”;
для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”,
“Тёплый воздух”;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”,
“Дятел”;
для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что
спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы
имитационный, механический, смешанный. Постановка звуков происходит в
такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим)
ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Изменения в
14

последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей
детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ
артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения
языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает
автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии
речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического
слуха. В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются
следующие этапы:
I.
Развитие слухового восприятия,
внимания
(осуществляется
одновременно с подготовительным этапом);
Проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся
по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару»,
«Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»
II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с
подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных
умений и навыков); Включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и
вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук»,
« Определи место звука в слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным
или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною
повтори»
III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова
(осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и
коммуникативных умений и навыков). Этап предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной
слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за
кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
15

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной
слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд»,
«Пуговицы», «Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками
соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай»,
«Скажи наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются
следующие направления работы:
- Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных
произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. номинативный словарь;
2. предикативный словарь;
3. словарь признаков;
4. числительные и местоимения;
5. навыки словообразования.
- Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах
формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и
навыков):
1. словоизменение;
2. согласование.
- Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах
формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и
навыков):
1. пересказ;
2. рассказ по серии сюжетных картин;
3. рассказ по сюжетной картине.
3.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время
уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде
всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных образовательных
организациях
создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному
процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной
образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных
праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях,
экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества,
объединяющего взрослых и детей.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые
столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки
специальной литературы в каждой группе.
Учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей
работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители
получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в
письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации
16

родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того,
чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей - как в речевом, так и в
общем развитии.
У учителя-логопеда разработаны задания для домашних тетрадей
«Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями для родителей. Эти
пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании
гармонично развитой личности. Методические рекомендации, данные в
тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную
игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома.
Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в
диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью
взрослого. Так, родители смогут провести пальчиковые игры, вместе с ребенком
выполнят артикуляционную гимнастику и специальные упражнения, прочитают
стихи, помогут научиться составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с
ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые
разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что
станет залогом успешного развития ребенка. Задания для домашних занятий
тетрадей подобраны в соответствии лексическими темами, требованиями
программы, индивидуальными особенностями и потребностями ребенка. Для
каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного
возраста.

17

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Кадровое обеспечение.
Педагоги дополнительного образования
Требования к
квалификации

Среднее профессиональное образование – программы
подготовки специалистов среднего звена или высшее
образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого, как правило, соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование –
профессиональная переподготовка, направленность
(профиль) которой соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования –
дополнительное профессиональное педагогическое
образование; дополнительная профессиональная
программа может быть освоена после трудоустройства
Педагог
Стахеева Светлана Леонидовна, учитель-логопед,
дополнительного город Екатеринбург, ГОУ ВПО «Уральский
образования
государственный педагогический университет»
Специальность: «Специальная дошкольная педагогика и
психология»
Квалификация: педагог – дефектолог для работы с
детьми дошкольного возраста

3.2. Материально-техническое обеспечение
Дополнительное
образование
предоставляется
в
специально
оборудованном кабинете, включающем оборудование, предназначенном для
проведения логопедических занятий
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

наименование

Кол-во

Облучатель бактерицидный
Ноутбук
Стенд Логопедический пункт
Шкаф
Стол
Умывальник
Стул
Лампа

1
1
1
1
1
1
1
2
18

9
10
11

Зеркало
Стол детский модульный
Стул детский

1
1
5

3.3. Методическое обеспечение.
Образовательная
Программы, методические пособия, технологии
область
с учетом приоритетного направления деятельности по
квалифицированной коррекции недостатков в физическом
и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья
Речевое
Акименко В.М. «Новые логопедические технологии» Лразвитие
121
Борисенко М.Г. «Родная страна» Л-33
Бортникова Е.Ф. «Учимся читать» 2 части- Л-92
Валявко С.М. «С-С-Свистящие скороговорки» Л-46
Валявко С.М. «Рычим в стихах» Л-66
«Весна» Наборы картинок по лексическим темам - Л-99
Васюкова Н.Е. ««Ха-ха-ха, мы купили петуха».
Чистоговорки». Л-49
Гусева О.А. Настольная игра «Чудо дерево ель» Л-42
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Раздаточный
материал для работы с детьми 2-4 лет»
Грамматика в картинках «Ударение»
Грамматика в картинках «Словообразование»
Демонстрационный материал «В мире мудрых пословиц»
Демонстрационный материал «Как растет живое»
Демонстрационный материал «Океаны и материки»
Демонстрационный материал «Природно-климатические
зоны Земли»
Демонстрационный материал «Птицы, обитающие на
территории нашей страны»
Демонстрационный материал «Уроки экологии»
Демонстрационный материал «Чувства. Эмоции»
Демонстрационный материал «Я и другие»
«Делим слова на слоги»-Л-93
Дидактическая игра «Пушистые строители»
Звукобуквенный ряд – Л-100
Зуева Л.Н. «Логопедия для дошкольников. Звуки
Ш,Ж,Ч,Щ» Л-56
Зуева Л.Н. «Занимательные упражнения по развитию
речи. Звуки Ш,Ж,Ч,Щ» Л
Игры для развития фонематического восприятия Л
Игры для развития речевого дыхания-Л-101
«Играй и говори» автоматизация звуков с помощью
игровых приемов Л-134
Игра-лото «Чем отличаются слова?» Л-41
Игра-лото «Скажи по-другому» Л-15
19

Игра-занятие «Истории в картинках» Л-16
Игра-лото «Подходит-не подходит» Л-17
«Играем в сказку- Репка» Наглядно-дидактическое
пособие
«Играем в сказку- Три поросенка» Нагляднодидактическое пособие
«Играем в сказку- Теремок» Наглядно-дидактическое
пособие
«Инструменты» Наборы картинок по лексическим темам
-Л-22
Карточки для занятий «расскажите детям о бытовых
приборах»
Карточки с чистоговорками для автоматизации звуков –
Л-98
Кондратенко И.Ю. «Произносим звуки првильно» Л-40
Коноваленко В.В. «Автоматизация свистящих звуков
С,Сь,З,Зь,Ц у детей»-Л-43
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения свистящих звуков Сь,Зь у детей 5-7 лет»-Л45
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения свистящих звуков С,З,Ц у детей 5-7 лет»Л-44
Коноваленко В.В. «Автоматизация шипящих звуков
Ш,Ж,Ч,Щ у детей»-Л-50
Коноваленко В.В. «Логопедическая раскраска для
закрепления произношения шипящих звуков»-Л-51
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения шипящих звуков Ш,Ж у детей 5-7 лет»-Л52
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения шипящих звуков Ч,Щ у детей 5-7 лет»-Л53
Коноваленко В.В. «Автоматизация Сонорных звуков Л,Ль
у детей»-Л-57
Коноваленко В.В. «Логопедическая раскраска для
закрепления произношения звука Ль»
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения звука Л у детей 5-7 лет»-Л-59
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения звука Ль у детей 5-7 лет»-Л-60
Коноваленко В.В. «Автоматизация Сонорных звуков Р,Рь
у детей»-Л-62
Коноваленко В.В. «Логопедическая раскраска для
закрепления произношения звука Р»-Л-63
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
20

произношения звука Р у детей 5-7 лет»-Л-64
Коноваленко В.В. «Домашняя тетрадь для закрепления
произношения звука Рь у детей 5-7 лет»-Л-65
Коноваленко В.В «Многозначность глаголов в русском
языке»
Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи.игровые
упражнения на основе фонетической ритмики»
Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля. Артикуляционная
гимнастика» Л-39
Кроссворды-Л-67
Куликовская Т.А. «Язычок ш-ш-шипит» Л-54
Куликовская Т.А. «Язычок с-с-свистит» Л-47
Куликовская Т.А. «Люлим в стихах»-Л-61
Куликовская Т.А. «Шипим в стихах»-Л-55
Логико-малыш «Развитие речи. От слога к слову»
Логико-малыш «Развитие речи. Глаголы»
Логико-малыш «Развитие речи. Прилагательные»
Логико-малыш «География. Этнография»
Логико-малыш «Бытовая культура. Наша одежда-2»
Логико-малыш «Бытовая культура. Последовательности»
Логико-малыш «Мир природы. Насекомые»
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»
Новиковская О. «Веселая зарядка для язычка» Л-37
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Военно-морской флот РФ»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Военно-воздушные силы РФ»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Военная техника»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Гжель»
Наборы картинок по лексическим темам «Деревья и
листья» - Л-106
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Деревья»
Наборы картинок по лексическим темам «Дикие
животные» - Л-28
Наборы картинок по лексическим темам «Домашние
животные» - Л-95
Наборы картинок по лексическим темам «Домашние
птицы» - Л-126
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Дымковская игрушка»
Наборы картинок по лексическим темам «Защитники
отечества» -Л-32
Наборы картинок по лексическим темам «Зима» -Л-135
21

Наборы картинок по лексическим темам «Игрушки» -Л109
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Космическая техника будущего»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Листья»
Наборы картинок по лексическим темам «Мебель» -Л-125
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Надежный щит родины»
Наборы картинок по лексическим темам «Обувь» -Л-23
Наборы картинок по лексическим темам «Овощи» - Л-30
Наборы картинок по лексическим темам «Одежда» -Л-24
Наборы картинок по лексическим темам «Осень» - Л-116
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Осень»
Наборы картинок по лексическим темам «Зимующие
птицы» Л-127
Наборы картинок по лексическим темам «Перелетные
птицы» - Л-128
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Перелетные птицы»
Наборы картинок по лексическим темам «Посуда» - Л-27
Наборы картинок по лексическим темам «Продукты
питания» -Л-26
Наборы картинок по лексическим темам «Профессии» Л-25
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Ретро автомобили» 1-я и 2-я часть
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Спортивные автомобили» 1-я и 2-я часть
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Спортивные мотоциклы»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Сухопутные войска»
Наборы картинок по лексическим темам «Съедобные
грибы» - Л-107
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Съедобные грибы»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Танки 50-70-х годов»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Танки первой мировой войны»
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Танки второй мировой войны»1-я и 2-я часть
Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Транспорт»
22

Наборы картинок по лексическим темам С. Вохринцев
«Ягоды. Цветная палитра»
Наборы картинок по лексическим темам «Ягоды. Лесные
и садовые» Л-117
Наборы картинок по лексическим темам «Ядовитые
грибы» - Л-115
Наглядно- дидактическое пособие «Высоко в горах »
Наглядно- дидактическое пособие «Животные жарких
стран »
Наглядно- дидактическое пособие «Как наши предки
выращивали хлеб »
Наглядно- дидактическое пособие «Как наши предки
открывали мир »
Наглядно- дидактическое пособие «Как наши предки
шили одежду »
Наглядно- дидактическое пособие «Морские обитатели »
Наглядно- дидактическое пособие «Откуда что берется?
Мороженое »
Наглядно- дидактическое пособие «Откуда что берется?
Хлеб »
Наглядно- дидактическое пособие «Рептилии и амфибии»
Рассказы по картинкам «Курочка ряба»
Рассказы по картинкам «Кем быть?»
Рассказы по картинкам «Родная природа»
Рассказы по картинкам «Лето»
Рассказы по картинкам «Распорядок дня»
Рассказы по картинкам «Колобок»
Рыбина А.Ф. «Коррекция звукопроизношения у детей
(С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)» Л
Созонова Н.Н. «Фонетические рассказы и сказки» 3 частиЛ- 91
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с
детьми 4-5 лет» Л-123
Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с
детьми 5-6 лет» Л-124
Тематический словарь в картинках «Дикие животные
средней полосы» Л-28
Тематический словарь в картинках «Мир животных»
Тематический словарь в картинках «Мир человека»
Тематический словарь в картинках «Ягоды.Грибы» Л-108
«Транспорт + водный транспорт» Наборы картинок по
лексическим темам - Л-97
«Фрукты» Наборы картинок по лексическим темам- Л-29
«Цепочки слов» дидактическая игра Л-105
«Чудо-обучайка» звуковые зарядки, чистоговорки –Л-94
Шевченко И.Н. «Конспекты занятий по развитию
23

Познавательное
развитие

фонетико-фонематической стороны речи у
дошкольников» Л-122
Андросова М.Н. Пальчиковые игры «В гору лезут
альпинисты»-Л-36
«Времена года» Л-1
Васюкова Н.Е. «Он знал все песни наизусть»-Л-74
Головоломка-мозайка «Волшебный квадрат» Л
Графический конструктор «Мосты и берега»Л-5
Головоломка-мозайка «Волшебный квадрат» Л-13
Головоломка-мозайка «Волшебный круг» Л-144
Домик с фигурками вкладышами, Л
Дидактическая игра «Что перепутал художник?» Л-10
Дидактическая игра «Половинки» Л-34
Дидактическая игра «Раньше и сейчас» Л
Дидактическая игра «Путаница» Л-11
Дидактическая игра «Мемори. ПингвИгра» Л-14
Дидактическая игра «Прифессии» Л-96
Земцова О.Н. «Вправо-влево, вверх-вниз. 4-5 лет» Л-6
Земцова О.Н. «Запомни картинки. Развиваем память. 5-6
лет» Л-89
Игра-шнуровка «Грибок»-Л-78
Игра-шнуровка «Морские обитатели»-Л-71
Игра-шнуровка «Одень куклу»-Л-79
Игровая информатика- Л-90
Игра-лото «Времена года» Л-1
Игры для развития внимания Л
Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?
Игры и упражнения по обучению матматике детей 5-7
лет» Л-7
Кубики «Красная шапочка» Л-118
Кубики «Молния Маквин»
Кубики «Маша и Медведь»
Лабиринты Л-77
Лыкова И.А. «Пусть тебе улыбнется задача» Л-5
Математический сундучок (Счетные палочки, счетный
материал, кубики с цифрами)
Новикова В.П. «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Раздаточный материал» Л-8
Новикова В.П. «Мои часы» Л-129
«Найди 10 отличий» Л-75
Обучающие карточки «Домашние животные и птицы»
Обучающие карточки «Цветы»
Обучающие карточки «Цифры и фигуры»
Обучающие карточки «Земноводные и пресмыкающиеся»
Обучающие карточки «Дикие животные»
Обучающие карточки «Овощи и фрукты»
24

Диагностический
материал (материал
для обследования
речи и интеллекта)

Плакат «Наша родина - Рассия» Л-103
Плакат «Наша родина – Рассия» Л-110
Плакат «Наша родина - Рассия» Л-111
Плакат «Наша родина - Рассия» Л-112
Плакат «Речные жители» Л-104
Плакат «Фрукты и ягоды» Л-113
Плакат «Овощи» Л-114
Плакат «Теремок. Сказка в окошке» Л-120
Плакат «Времена года» Л-140
Плакат «Времена года» Л-141
Плакат «Одежда» Л-142
Плакат «Семья» Л-143
Подборка игр с прищепками-Л-81
Подборка игр для развития речевого дыхания и мелкой
моторики-Л-83
Подборка игр «Пальчиковая гимнастика»-Л-84
Подборка игр с пальчиками-Л-85
Прищепки-Л-82
Разложи правильно- Л-76
Развивающее лото «Овощи-фрукты»-Л-73
Разборные игрушки: - пирамидка, Л, кубики с фигурами
вкладышами, Л
Развиваем мелкую моторику руки-Л-35
Раскраски-Л-86
Сенсорная коробка «Море» Л-119
Систематизация-Л-88
Соловьева М.Д. «Мой календарь»-Л-69
Сказочный экспресс с фигурками животных-Л-72
Стучалка. Л-38
Тематический уголок для ДОУ «Осень»
Тематический уголок для ДОУ «Наша армия»
Тематический словарь в картинках «Я и мои чувства,
настроение, эмоции»
Ткаченко Т.А. «Готовим дошкольника к письму» тетрадьЛ-87
«Учусь ориентироваться в пространстве» Л-2
Ахутина Т.В. «Диагностика развития зрительновербальных функций» Л-102
О.Б.Иншакова «Альбом логопеда»
Семаго Н.Я. «Диагностический альбом для исследования
особенностей познавательной деятельности.
Дошкольный и младший школьный возраст»
Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая
диагностика развития детей раннего и дошкольного
возраста»
Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования
25

детей. Приложение к методическому пособию
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста»»
Информационное
оснащение

Методическая
литература

Вакуленко Л.С. «Консультации логопеда. Средняя
группа»
Вакуленко Л.С. «Консультации логопеда. Старшая
группа»
Л.П.Воронина «Сменный материал для стенда «Уголок
логопеда» младший дошкольный возраст» 2 шт.
Нищева Н.В. «Планшеты для оформления стенда
«Уголок логопеда» в групповой раздевалке»
Субботина И.М. «Консультирует логопед. Как научить
ребенка говорить правильно»
Балобанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей
и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения» Л
Белякова Л.И. «Заикание» Л
Ермаков В.П. «Основы тифлопедагогики. Развитие,
обучение и воспитание детей с нарушениями
зрения» Л
Коноваленко В.В. «Артикуляционная, пальчиковая
гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения» Л-48
Коноваленко В.В. «Формирование связной речи и
развитие логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста у детей с ОНР » Л
Нейман Л.В. «Анатомия, физиология и патология
органов слуха и речи» Л
Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей
с ОНР (с 4 до 7 лет)»
Нищева Н.В. «Современная система коррекционной
работы в группе компенсирующей направленности для
детей с нарушениями речи (с 3 до 7 лет)»
Марилов В.В. «Общая психопатология» Л
Поварова И.А «Практикум для заикающихся. Учимся
говорить правильно и красиво» Л
Поварова И.А «Коррекция заикания в играх и
тренингах» Л
Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы».
/Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой
Программы логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи у детей /
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
26

Нормативные
документы

Программы логопедической работы по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
/Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Смирнова Л.Н «Логопедия в детском саду. Занятия с
детьми 5-6 лет» Л
Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»:
образовательная программа с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность с
детьми дошкольного возраста
Чевелева Н.А «Преодоление заикания у детей» Л
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
(в редакции от 7 мая 2013 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г.
№
1155
«Об
утверждении
федерального
государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. № 78-ОЗ
«Об образовании в
Свердловской области».
Федеральный
государственный образовательный
стандарта дошкольного образования

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».