Проект «Мой город - для будущих поколений»
10.11.2025
В условиях стремительной урбанизации, цифровизации и
культурной глобализации перед обществом встаёт острая проблема духовного и
нравственного обнищания личности, особенно на ранних этапах формирования.
Дошкольный возраст — это период закладки базовых ценностей: добра,
справедливости, милосердия, уважения к старшим, любви к природе и Отечеству.
Однако современные дети всё чаще: ·
не знают истории своего города; ·
не понимают значения памятников
архитектуры и воинской славы; ·
испытывают дефицит эмоциональной связи с
местом своего проживания; ·
мало вовлечены в семейные и общественные
традиции; ·
сталкиваются с информационным шумом,
противоречащим нравственным нормам. В следствие чего формируется «поколения без
привязанности» — граждан, которым нечего беречь, кого защищать, за что
бороться. Проект «Мой город - для будущих поколений» ставит своей задачей не
просто обучить, а пробудить в ребёнке чувство принадлежности, гордости и
ответственности.
Цель: Создание информационно-образовательных условий, направленных
на воспитание у детей дошкольного возраста патриотических и интернациональных
чувств, любви к Родине как основы духовно-нравственного развития и подготовки
ответственных граждан будущего.
Проект «Мой город - для будущих поколений», посвящен воспитанию
подрастающего поколения в духе традиционных российских духовно – нравственных
ценностей.
В условиях модернизации отечественной системы образования особую значимость
приобретает задача формирования у детей дошкольного возраста основ
духовно-нравственной культуры, базирующейся на преемственности поколений,
осознании ценности родного края и укоренённости в его историко-культурном
наследии.
Реализация проекта «Мой город — для будущих поколений» предполагает
организацию многоступенчатого образовательно-воспитательного процесса,
охватывающего все уровни дошкольной действительности — от индивидуального
развития ребёнка до системных мероприятий на районном, муниципальном,
региональном и федеральном уровнях. Многоступенчатость подхода обеспечивает
преемственность и постепенное расширение содержательного поля
духовно-нравственного воспитания: начиная с формирования у ребёнка элементарных
представлений о себе как части семьи и группы в детском саду, затем —
осмысления своей принадлежности к Академическому району как
историко-культурному пространству, и, наконец, — к городу как символу малой
Родины, хранящему память о прошлом и передающему ценности будущим поколениям.
Проект строится на принципах личностно-ориентированного, деятельностного и
культурно-исторического подходов.
Реализуется проект с использованием следующих методов:
Краеведческие прогулки — посещение памятников (например, Широкореченское военно-мемориальный
комплекс), наблюдение за архитектурой.
Театрализация и игровая деятельность — создание мини-спектаклей о героях города, игра
«Город будущего», где дети проектируют экологически чистый, доброжелательный
Екатеринбург.
Проектная деятельность — совместные детско-взрослые проекты: «Бессмертный полк», «Дворовые игры»,
«Посади дерево — оставь след в городе», «Готовим вместе с мамой», «Азбука.
Екатеринбург».
Интеграция с семьёй — проведение семейных фестивалей, дней открытых дверей, детско-родительские
проекты «Герои моей семьи», «Человек интересной профессии».
Цифровые технологии — создание интерактивных карт района, видеороликов «Я люблю свой город», онлайн-экскурсий по музеям Екатеринбурга.
Используются следующие инструменты:
Авторская программа «Игры в Академическом!» (включена в план развития
Академического района);
Мобильные кейсы «Путешествие по городу» (с картами, заданиями);
Партнёрство в рамках Социально-педагогического комплекса Академического
района;
Взаимодействие с Волонтерскими организациями (Союз офицерских жен, Офицеры
Академического, общественные организации СОДИ и Солнечные дети)
Участие в грантах (Фонд Добрососедство).
Интерактивные площадки - «Ромашковое настроение», «Город мастеров», «Семейная
книга».
На этапе ребёнок и детский сад — реализуются игровые, познавательные и
художественно-эстетические мероприятия, направленные на пробуждение интереса к
окружающему миру: беседы о добре и зле, знакомство с православными праздниками,
создание уголков духовно-нравственной культуры в группах, просмотры
мультфильмов и презентаций о достопримечательностях родного края. Через сказку,
песню, поделку и экскурсию в детском саду закладываются основы уважения к
старшим, любви к дому, бережного отношения к природе и святыням.
На этапе детский сад и Академический район — осуществляется координация
усилий всех образовательных организаций через проведение общих фестивалей,
конкурсов рисунков, выставок поделок на темы «Мой дом — моя крепость», «Храм в
моём городе», «Праздники православной России». Создаются условия для обмена
педагогическими практиками, разработки совместных методических пособий и
внедрения единой содержательной основы духовно-нравственного воспитания.
На этапе детский сад и город Екатеринбург - выражается в организации
масштабных событий, таких как городские праздники, выставки детского
творчества, посвящённые истории и культуре города Екатеринбурга, а также
вовлечение семей в совместные проекты, укрепляющие связь между поколениями и
институтами воспитания.
На этапе детский сад и моя Россия – педагоги детского сада тиражируют свои
практики профессиональному педагогическому сообществу на федеральном уровне.
Таким образом, многоступенчатость реализации проекта обеспечивает
целостность и системность духовно-нравственного воспитания, позволяя каждому
ребёнку постепенно переходить от личного опыта к осознанию себя как гражданина
своей малой Родины, ответственного за её прошлое, настоящее и будущее.
Результаты реализации проекта «Мой город - для будущих поколений» (официальный отчёт, долгосрочная
перспектива)
В результате комплексной реализации проекта по модернизации и развитию
образовательной среды в муниципальном дошкольном учреждении «Мой город для
будущих поколений» за период 2020–2025 годов достигнуты значительные
качественные и количественные улучшения, способствующие созданию современной,
безопасной и инклюзивной образовательной среды.
Результаты и эффекты:
• Уровень удовлетворенности родителей по результатам независимой оценки
качества образования в 2025 году составил 98,7%
• У 96% детей, участвующих в проекте, выявлен рост уровня нравственной
чувствительности и интереса к истории родного края.
• Более 100 семей стали регулярно участвовать в районных и городских акциях и
мероприятиях.
• На 50% выросло участие в проекте детей с ОВЗ.
• Создано 12 локальных музеев в детских садах - «Дворовые игры в
Академическом!», «Богатство нашего края», «История создания Академического
района».
• Участие 75% обучающихся детского сада в конкурсах и фестивалях различного
уровня.
• 100% территории детского сада (всех 5 корпусов) облагорожено и тематически
оформлено (более 120 видов растений, в том числе краснокнижные).
• Инновационная деятельность – детский сад является площадкой по 8
направлениям.
• Взаимодействие с волонтерскими и социальными организациями района и города
(проведено более 120 совместных мероприятий).
На этом реализация проекта «Мой
город – для будущих поколений» не заканчивается. На ближайшее будущее мы
планируем:
• Участие обучающихся во Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом
общественном движении Юнармия и знакомство с программой «Орлята-дошколята».
• Привлечение к участию в проекте детей младшего дошкольного возраста.
•
Расширение географии взаимодействия педагогов детского сада с профессиональным
педагогическим сообществом.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.11.2025
Дата обновления: 18.11.2025
Дата публикации: 10.11.2025