26.04.2024
Психологическая
диагностика в ДОУ составляет важную часть образовательной деятельности, целью которой является получение полных
информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.
Диагностика готовности к
школьному обучению у обучающихся помогает предупредить
проблемы и трудности, которые могут возникнуть в период обучения в школе и оказать
своевременную помощь на этапе дошкольного детства.
Методики, применяемые для этого, охватывают различные психические процессы:
«Методика
«Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), Тест Керна – Йерасека (ориентировочный
тест школьной зрелости),Тест «Пьерона – Рузера» (внимание), Методика
исследования мотивации учения (Авторская модификация методики М.Р. Гинзбург,
И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой). (мотивация), Методика «Заучивание 10 слов»
(А.Р. Лурия) (память), Методика исследования словесно-логического мышления (по
Йерасеку) (мышление) позволяют составить целостную картину о развитии ребенка.
Результаты диагностики:
2022-2023 учебный год:
Начало учебного
года:
Готовы
к началу регулярного обучения – 58% детей.
Условно
готовы 12%
Не
готовы к началу регулярного обучения –30% детей.
Конец учебного
года:
Готовы
к началу регулярного обучения – 72% детей.
Условно
готовы 18 %
Не готовы к
началу регулярного обучения –10% детей.
Изучение мотивационной сферы показало, что
большинство будущих первоклассников 40.86% ориентированы на учебный мотив и
связывают обучение в школе с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения,
что свидетельствует об ориентации дошкольников на овладение новыми знаниями,
учебными навыками.
https://disk.yandex.com.am/i/mCU3Z5316CSEPA
2023-2024 учебный год
Начало учебного
года:
Готовы
к началу регулярного обучения – 33 % детей.
Условно
готовы 20 %
Не
готовы к началу регулярного обучения – 47 % детей.
Выявленный
завышенный процент детей в категории «не
готовы к началу регулярного обучения» обусловлен большим количеством детей ОВЗ,
имеющими диагнозы ТНР и ЗПР.
Готовы
к началу регулярного обучения – 52% детей.
Условно
готовы 33 %
Не готовы к
началу регулярного обучения –15% детей.
По
итогам диагностики видна стабильная
положительная динамика результатов освоения обучающимися образовательных
программ.
https://disk.yandex.com.am/i/7ffML5xnEbnzXw
Детский сад – новый
период в жизни ребенка, поэтому с момента
поступления детей в детский сад, осуществляется их сопровождение в период
адаптации к ДОУ. В рамках реализации данного направления проводилась работа по
созданию условий для наилучшей адаптации детей, вновь поступивших в дошкольное
учреждение и по созданию благоприятного психологического микроклимата в
группах. Параметрами наблюдения стали, следующие категории: эмоциональное
состояние; социальные контакты с взрослыми и детьми; познавательная, игровая и
речевая деятельность; реакция на изменение привычной ситуации.
В
результате изучения течения адаптации детей младших возрастных групп, были
получены следующие данные:
2022-2023 год
Лёгкая
адаптация –60%
Средняя адаптация –36%
Тяжёлая адаптация –4%
2023-2024 года
Лёгкая
адаптация –71%
Средняя адаптация –21%
Тяжёлая адаптация –8%
Результаты течения
адаптации свидетельствуют о стабильно положительной динамике.
https://disk.yandex.com.am/i/wAbMfQx0pPqcHw
Диагностика детей
различных групп риска направлена на своевременное выявление детей, нуждающихся в
психолого-педагогическом сопровождении и составления рекомендации по выбору
оптимальных для развития обучающегося.
https://disk.yandex.com.am/i/1QG1Y7Y_iKCVlw
Одним
из важнейших условий развития ранней одарённости является её диагностика. В ДОУ педагогом-психологом она
проводится по методике Лосева.
Различные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми
позволили создать комфортные условия для выявления и раскрытия
индивидуального потенциала каждого ребенка. Благодаря этому, дети с признаками
одаренности смогли раскрыть и реализовать свои способности в выставках,
организованных в ДОУ, дистанционных конкурсах, во время индивидуальной работы и
непосредственно в образовательной деятельности.