Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 43 620105 г. Екатеринбург, ул. Рябинина дом 27 Телефон: (343) 289-05-43, e-mail: mdou43@eduekb.ru АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Екатеринбург, 2023г. Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР (от 4 до 7 лет) разработана и утверждена на основе Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ – детский сад № 43 (далее – АОП ДО). Работа по речевому развитию детей с ТНР занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем с нарушением письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия). С каждым годом увеличивается число дошкольников с тяжелым нарушением речи (ТНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ТНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми дошкольного возраста ОП ДО, а в дальнейшем – и программы общеобразовательной школы. Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи. Все это обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.