Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях
является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот
фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при
этом, наряду с другими демографическими показателями, одним из важных показателей
развития страны.
Значительное место отводится в нем питанию. Правильное питание обеспечивает
нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению
жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации
к окружающей среде.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с влиянием
на растущий организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни;
увеличение получаемой детьми познавательной информации в детских садах и дома, по
телевидению, радио, кино; изменение условий воспитания в семье; вовлечение детей в
занятия физкультурой и спортом.
Очень большое значение имеет правильная организация питания детей в детском
дошкольном учреждении. Наше учреждение работает 10,5 часов, поэтому от того, как
организовано питание, во многом зависит уровень физического и нервно-психического
развития детей, а также показатели заболеваемости.
В ДОУ организовано 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) и
в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20 составлено 10 - дневное меню.
Блюда готовятся по технологическим картам установленного образца.
На пищеблоке и в кладовых имеется все необходимое оборудование, заключены
договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание всего
оборудования и договоры на поставку продуктов со всеми прилагающими к ним
документам.
Штат пищеблока укомплектован в соответствии со штатным расписанием: 1
кладовщик, 1 повар, 1 подсобный рабочий. В соответствии с программой
производственного контроля все работники проходят медицинский осмотр и санитарногигиеническое обучение. Обеспеченность спецодеждой и моющими средствами - 100%.
Основным принципом правильного питания дошкольников служит максимальное
разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех
основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых
жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно
обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот,
исключение из рациона тех или иных названных групп продуктов, равно как и избыточное
потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья
детей.
Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником
высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей
к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому данные
продукты следует постоянно включать в рацион питания дошкольников.
Молоко и молочные продукты - источник белка, один из основных поставщиков
легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани витамина В2
(рибофлавина).
В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты в виде
салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др.
В питание дошкольников надо включать хлеб (черный и белый), крупы, особенно
гречневую и овсяную, макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом,
растительными волокнами, витаминами Е, В1, В2, РР, магнием и др. Рационы питания
должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла (30-40г) сметаны (5-10г),
растительных масел (подсолнечного, кукурузного - (8-10г). Растительное масло следует
использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п.,
а сливочное - для приготовления бутербродов, заправки блюд. Для обжаривания
продуктов лучше всего подходит топленое масло, а при его отсутствии - смесь сливочного
маргарина и растительного масла.
Рекомендуемое распределение калорийности между приемами пищи в %
Завтрак (20-25%)
Второй завтрак (5%)
Обед (30-35%)
Полдник (10-15%)
В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием
пищи – второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.
Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20
Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные
блюда и др.), бутерброда и горячего напитка.
Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое
блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или
кисель).
Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными
или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных
запеканок и блюд.
Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах) должны соответствовать:
Возраст детей Завтрак
Обед Полдник
Ужин
От 3-х до 7-ми лет
400-550
600-800
250-350
450-600
Кратность приема пищи для детей является оптимальной с интервалом не более 4
часов.
Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с
правильным питанием ребенка в семье. Для этого требуется четкая преемственность между
ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада.
С этой целью родителям в группах вывешивают ежедневное меню. Два раза в год
проводится дегустация блюд (для родителей), входящих в рацион питания детей в детском
саду.
В беседах о детском питании, важно предупредить родителей о том, чтобы утром, до
отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания,
приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.
При организации питания в ДОУ наибольшее значение имеет производственный
контроль за формированием рациона питания детей, включающий в себя:
органолептический, визуальный, документальный, лабораторный, инструментальный
методы. Объектами производственного контроля являются:
• формирование рациона питания детей, включая контроль за используемым
ассортиментом пищевых продуктов;
• поступающие пищевые продукты, сырье и материалы;
• санитарно-техническое состояние пищеблока;
• условия хранения пищевых продуктов и соблюдение установленных сроков
годности;
• технологические процессы;
• состояние здоровья персонала, соблюдение персоналом правил личной гигиены;
• наличие у персонала гигиенических знаний и навыков;
• санитарное содержание пищеблока и санитарная обработка предметов
производственного окружения.
Организация питьевого режима:
Допускается использование кипяченой питьевой воды, при условии ее хранения не
более 3-х часов. Для этого в детском саду на пищеблоке установлен электрокипятильник, в
котором меняются ежемесячно фильтры и вода сдается на лабораторные исследования.
Кроме того, установлен магнитный активатор воды с целью предотвращения образования
накипи и коррозии на внутренней поверхности труб.
Организация работы по пропаганде здорового питания:
- Учитываются индивидуальные особенности детей (в том числе непереносимость
ими отдельных продуктов и блюд.)
- Организация питания осуществляется на основе принципов «щадящего питания».
При приготовлении блюд соблюдаются щадящие технологии: варка, запекание,
припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару, приготовление в
пароконвектомате;
- Соблюдается оптимальный режим питания;
- Проводится работа по формированию у детей навыков культуры питания;
- Строго соблюдаются принципы разработанного меню;
- Организуются мероприятия по формированию здорового образа жизни: игры,
викторины, «дни здоровья», спортивные эстафеты и другие.
Оптимизация производственного контроля:
1) Соблюдать все санитарные требования к состоянию:
- пищеблока;
- к поставляемым продуктам питания;
- к транспортировке, хранению;
- к приготовлению и раздаче блюд;
- к личной гигиене пищеблока;
- к организации приема пищи детьми в группах.
2) Обеспечивать контроль за санитарно-гигиенической безопасностью питания.
3) Систематически проводить контроль за качеством питания.
4) Своевременность доставки пищи в группу.
5) Учет требований сервировки стола в соответствии с возрастом детей.
6) Выполнение режима питания.
7) Подготовка детей к приему пищи (настроение детей, их общение, состояние
(возбужденное или спокойное), организация гигиенических процедур в зависимости от
возраста.
8) Руководство воспитателя: обстановка в группе во время приема пищи, посадка
детей за столом, умение детей пользоваться столовыми приборами, общение воспитателя с
детьми во время приема пищи, умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое).
Содержание контроля питания:
- соблюдение норм закладки продуктов;
- соблюдение технологии приготовления в соответствии с технологическими картами;
- соблюдение норм выдачи готовых блюд по группам;
- наличие контрольного блюда;
- наличие проб;
- соблюдение графика выдачи готовых блюд по группам;
- соблюдение объема порций по возрасту детей;
- качество раздаваемой пищи (t) своевременная раздача второго блюда;
- сервировка стола, наличие и использование столовых приборов;
- использование методических приемов по формированию навыков культуры
питания;
- бракераж сырой и готовой продукции;
- калорийность;
- анализ выполнения норм расхода продуктов питания на одного ребенка в день;
- анализ выполнения финансовых норм питания на одного ребенка в день.